Пророческие корни Адвентистского движения

(Миллеритское движение и его значение)

Пророческие корни Адвентистского движения уходят в предшествующее Миллеритское движение. Пророчество пророка Иоанна из 10 главы книги Откровение о сладко-горьком свитке как раз и указывает на возникновение этого пророческого движения. Слова ангела о том, что «времени уже не будет» и явились дивизом этого движения, которое проповедовало о скором Втором пришествии Христа. И хотя, по пророчеству эта проповедь была радостной и «сладкой», но допущенная руководителями этого движения ошибка, сделала ее, в последствии, «горькой», поскольку привела к разочарованияю. Некоторые исследователи и критики ошибочно утверждают, что Адвентисты Седьмого Дня в начале своего возникновения пережили разочарование из-за ошибочно назначенной даты Второго пришествия Христа. Но пророчество о сладко-горьком свитке ясно указывает на то, что Великое разочарование пережили Миллериты, а не Адвентисты. Этот печальный опыт привел искателей Божественной истины к новому свету, открытому Адвентистскому движению.

Биография Уильяма Миллера – отца Миллеритского движения

Уильям Миллер родился в 1782 году на северо-востоке США в семье фермеров и был старшим из 16 детей, поэтому родители не могли дать детям достойного образования. Его отец, капитан Миллер, был ветераном Американской революции. Родители были людьми глубоко верующими, регулярно посещавшими церковь, воспитали своих детей честным и благородными людьми. Мать Уильяма была очень благочестивой женщиной, и детство его прошло в религиозной атмосфере. Уильям Миллер отличался крепким здоровьем и с детства начал проявлять незаурядные умственные способности - это становилось все заметнее по мере того, как мальчик подрастал. Под влиянием благочестивых родственников у Миллера в свое время сформировалось благоговейное отношение к Библии. Его дед и дядя были священнослужителями.


Ранние мировоззрения и убеждения Миллера
Деятельная и пытливая натура Уильяма неудержимо стремилась к знаниям. Хотя ему и не посчастливилось получить университетское образование, любовь к знаниям и привычка к серьезному чтению и мышлению способствовали тому, что он стал высокообразованным и  достойным человеком.

После женитьбы в 1803 году Миллер знакомится с местной библиотекой. Юношеские интересы сводят его с интеллигенцией небольшого городка (Лоу Хамптон, штат Нью Йорк), в котором он жил, представленной в основном деистами. Новые друзья знакомят Миллера с Вольтером, Юмом и др. Проходит короткое время, и Миллер принимает деистическую философию. Библия перестает быть для него авторитетом. В ней сразу же объявляются кажущиеся неразрешимыми противоречия.

Общественная деятельность

Уильям Миллер был человеком безукоризненной моральной чистоты, незапятнанной репутации, всеми уважаемый за свою честность, бережливость и доброжелательность. Благодаря своей энергии и усердию он рано достиг материальной независимости, хотя и никогда не изменял привычке пополнять свое образование. Миллера хорошо принимают в обществе, очевидно, благодаря его честности и стремлению к справедливости. Он служит в полиции, избирается мировым судьей. Занимая различные гражданские и военные посты, он достиг успехов, и, казалось, дорога к богатству и славе широко открыта перед ним.

Уильям Миллер любит свою страну и считает себя частью своего народа, будучи патриотом. Поэтому, сразу после начала войны 1812 года, он становится лейтенантом армии народного ополчения. Находясь в регулярной армии, он получает чин капитана. Участвуя в войне он воюет в подразделениях на передовой. Пережитое на войне заставляет Миллера усомниться в деизме. Видя, как умирают на глазах товарищи, Миллер задумывается над будущей жизнью. А потом было сражение под Платсбургом, где американская армия, состоящая в основном из малообученных новобранцев, столкнулась с превосходящими в три раза силами англичан, причем армия англичан представлена была ветеранами, участниками войны с Наполеоном. И, тем не менее, англичане были разбиты. Миллер задумался. Может быть это было явное вмешательство Божие?

Духовная жизнь Миллера

После событий на войне Миллер стал переосмысливать роль Бога в жизни людей. Его деистические представления о том, что Богу, когда сотворившему, а вернее, запустившему этот мир, нет дела до того, как он дальше развивается. Он понял, что Бог участвует в жизни этого мира и по Его проведению их жизнь во время военных действий сохранена.

После окончания войны Миллер вернулся домой (в Лоу Хамптон). Поскольку недавно умер отец, за больной матерью нужен был уход. Помогая матери приходить в баптистскую церковь, у него появилась возможность посещать церковные богослужения где регулярно и проповедовал его дядя. Иногда, когда служитель отсутствовал,  дьякон вынужден был сам читать напечатанную проповедь. Миллер не находил удовлетворения в таких проповедях и потому перестал ходить по воскресеньям в церковь, пока дьякон не пригласил его самого читать проповеди. Постепенно Миллер стал разочаровываться в деизме, ибо он не давал никакой надежды на жизнь после смерти. Однажды в воскресенье во время: чтения проповеди его охватили такие чувства, что он вынужден был сесть. Он вдруг увидел всю красоту Христа, как личного Спасителя. Почему бы не стать искренним христианином и не возложить все свои надежды на библейские обетования о спасении? В 1816 году Миллер крестится в баптистской церкви.

Относительно этого события в своей жизни он в 1845 году писал: «Я увидел, что именно Библия открыла мне глаза на такого Спасителя, в котором я нуждался. Я был ошеломлен - неужели обычная книга может так совершенно быть приспособленной к нуждам падшего мира! Мне ничего не оставалось делать, как согласиться с тем, что Священное Писание - это откровение от Бога. Оно стало для меня отрадой, а в Иисусе я обрел Друга» (W. Miller, Apology and Defence, p.5.).

Период исследование Библии

В период 1816 – 1831 гг. Миллер исследует пророчества и переосмысливает их значения. Он проявил особый интерес к Библии. Он стал исследовать трудные места Библии, которые ему были непонятны еще когда он придерживался деистических взглядов. Пользуясь симфонией за два года (1816-1818 гг.) он прошел Библию от Бытие до Откровения. Ему помогли знания истории, которые он обрел еще в молодости. Он пришел к убеждению, что Библию следует понимать буквально. Особое внимание он обратил на библейские пророчества книги Даниила. Он обратил внимание на пророческие параллели в 2 и 7 главах. Особый интерес вызвало пророчество о 2300 днях из 14 текста 8 главы, где идет речь об очищении святилища. Миллер понял, что речь идет об очищении земли и церкви после Второго пришествия Христа.

Примечательно заметить, что в то время Уильям Миллер не был единственным исследователем пророчества о 2300 годах. Исследователи в различных странах и континентах также изучали это пророчество.

Большая часть исследователей, как и Уильям Миллер пришли к заключению, что это пророчество закончится в 1840-е годы и указывает на знаменательное событие. У. Миллер, как и некоторые исследователи пришел к убеждению, что по его окончанию в 1843 году наступит Второе пришествие Христа. Признав важность пророчеств Миллер решил продолжить свои исследования и на протяжении последующих 4 лет (1818-1822) решил систематизировать результаты своих исследований. Результаты своего исследования он систематизировал в 20 пунктов. Позже он стал делиться результатами своих исследований с различными священнослужителями различных вероисповеданий.

Проповедническая деятельность У. Миллера

Дальнейшие исследования Священного Писания окончательно убедили Миллера в правильности его теории и в августе 1831 г. он произнес первую свою проповедь в доме своего родственника Хирама Гилфорда. В этой проповеди он, не разрывая с религиозной доктриной баптизма, однако, убеждал своих слушателей, что обстоятельства и события переживаемого времени свидетельствуют о приближающейся развязке земной истории человечества. В ней он также ссылался на те открытия, которые он сделал, изучая Апокалипсис и Книгу Даниила. Суть этих открытий сводилась к следующему: «единственное тысячелетнее царство», которого следует скоро ожидать, есть та тысяча лет, которая придется на период между первым воскресением и воскресением остальных мертвых; второе пришествие Христа будет видимым, личным пришествием, подобным первому пришествию на землю Христа в человеческом облике; тысячелетнее царство «с необходимостью следует за личным пришествием Христовым и новым творением земли»; библейские пророчества демонстрируют, что «только четыре всемирные монархии будут предшествовать наступлению вечного царства Божиего», из которых три уже прошли свой век: Вавилонская, Мидо-Персидская, Греческая, а четвертая – Римская _ переживает последний период своей жизни; периоды, о которых говорится в Книге Даниила (о 2300 днях, «о семи временах языческого владычества», о 1335 днях), — это были пророческие видения, которые, если их употребить хронологически, должны будут исполниться к концу 1843 г., когда Иисус Христос сойдет лично на землю и начнет царствовать со святыми на обновленной земле 1000 лет.

Проповедь эта имела такой успех, что Миллер вскоре перенес свои выступления в помещение местной церкви. Все это происходило в 1831 г. в маленьком американском городке Дрезден. Целую неделю выступал там Миллер с вестью о втором пришествии Спасителя. По возвращении домой он застает приглашение от баптистского священника из Полтни, штат Вермонт, прочитать несколько проповедей в его общине. Затем одно за другим последовали приглашения из баптистских, методистских и конгреционалистских Церквей в Нью-Йорке, Нью-Инглэнд, и других местечек и городов Америки. Так Уильям Миллер из фермера превратился в профессионального проповедника.

Искренность и посвященность Миллера быстро завоевали ему признательность даже со стороны тех, кто не соглашался с его толкованием пророчеств. Темой для разговоров сотен людей стали «хладнокровие и глубина суждений» Миллера, его библейская и историческая осведомленность и обоснованность доводов. Этот фермер-проповедник старался не просто заинтересовать людей своими математическими расчетами, он страстно желал видеть их, некогда агностиков и неверующих, принявшими Иисуса Христа как Спасителя и с радостью ожидающими Его скорого возвращения, проповеди Миллера отличались четким построением, надежной опорой на многочисленные библейские тексты. Он говорил зажигательно, но не напыщенно, на языке, понятном каждому простому человеку.

В 1832 году в баптистской газете "The Vermont Telegraph" Миллер впервые опубликовал письма, в которых были изложены его взгляды. Два года спустя по вопросам читателей им была подготовлена брошюра (64 стр.). В 1836 году Миллер опубликовал более обстоятельный труд в виде книги, содержащей 16 его лекций. Постепенно взгляды Миллера приобрели известность. В начале 1838 года его лекции попали в руки редактора Бостонской «Daily Times», который и опубликовал большую их часть в своей газете.

Сподвижники Уильяма Миллера

Джошуа Хаймс

Джошуа Хаймс родился в Северном Кингстоне, штат Род-Айленд, 19 мая 1805 г. в семье торговца, промышляющего в Вест-Индии, который был известным членом Епископальной церкви. Отец намеревался дать Джошуа образование для служения в Епископальной церкви. В 1817 г. Отец отправил ценный груз в Вест-Индию под командованием капитана, который оказался неверным, продал корабль, наполненный грузом, и скрылся. Это несчастье финансово сокрушило отца, и он был вынужден оставить свои планы отправить Джошуа учиться в университет Брауна и отдать молодого человека в подмастерья к столяру в Нью-Бедфорде. Во время своего обучения в возрасте 18 лет он начал проповедовать и ко времени окончания обучения он уже был умелым служителем в Христианской церкви. В это же время он начал работать по профессии для того, чтобы заработать средства, а также проповедовал, когда ему предоставлялась такая возможность. В 1830 г. он поехал в Бостон в качестве пастора Первой христианской церкви. Он был слишком прогрессивным для старых консерваторов, поэтому его близкие друзья и поклонники ушли из Первой церкви и организовали Вторую Христианскую церковь в Бостоне. Благодаря неустанным трудам Хаймса из небольшой горстки людей эта община выросла до больших размеров; для нее была построена часовня, вмещающая до 500 человек. Хаймс был в самом расцвете сил, когда познакомился с Миллером –ему было тридцать пять. Уже в этом возрасте он имел опыт в реформаторской работе. Будучи от природы талантливым агитатором, он участвовал во всех выдающихся реформаториских движениях того времени, и его церковь стала центром реформ в Бостоне. Будучи государственным служащим и одним из организаторов общества несопротивления в Бостоне, а также будучи одним из помощников Уильяма Ллойда Гаррисона он усвоил уроки организации и эффективные методы пропаганды и распространения реформ. Те, кто его знали, сообщают, что с великим трудом можно было договориться с ним о личной встрече, но даже если это и удавалось – время беседы было очень коротко. Таким был неутомимый, энергичный соработник Миллера, поддерживающий его работу.

Чарлз Фитч

Чарльзу Фитчу, пастору Конгрегационалистской церкви в Бостоне, лекции Миллера попали в руки в 1838 г. Он перечитал их 6 раз, не потеряв при этом нисколько интерес. Фитч начал проповедовать о втором пришествии в некоторой степени неуверенно и прочитал эссе на эту тему перед ассоциацией конгрегационалистских священников, членом которой он состоял. В результате он стал мишенью для насмешек со стороны старших проповедников и, так как он был еще молод, то позволил своему уважению к мнению старших проповедников возобладать и  решил, что его вера была результатом собственного невежества. Увидев, что им недовольны за защиту таких взглядов, он оставил их. Но после визита пресвитера Иосии Литча он снова стал отстаивать доктрину о пришествии и провозглашал ее, пока в буквальном смысле не истощил себя в проповеди – его глаза закрылись перед великим разочарованием.

Иосия Литч


К 1838 году Иосия Литч, впоследствии один из самых талантливых помощников Миллера, прочитал лекции Миллера и поверил. Подобно Миллеру и другим адвентистским лидерам, он пережил великую борьбу перед тем, как принять решение ее распространять. Он был убежден в своем долге как служителя Евангелия понимать Слово и его возвещать, но боялся того, что скажут братья-методисты, если весть окажется в итоге ложной. Что станет с его репутацией? Через некоторое время ему приснился сон, в котором ему была показана греховность такового поведения, и он решил любой ценой провозглашать весть, в которую он и так верил, но до сих пор не желал провозглашать. Он опубликовал свои взгляды и с того времени стал верным защитником скорого пришествия.

Установление даты Второго пришествия Христа

В результате своих исследований Миллер пришел к убеждению, что второе пришествие Христа произойдет примерно в 1843 году. Но последователи Миллера настаивал на установлении более точной даты пришествия. К началу 1843 года Миллер готов был допустить, что пришествие Христа должно произойти в течение иудейского года, то есть, где-то между 21 марта 1843 года и 21 марта 1844 года. Сподвижники Миллера и другие исследователи пришли к выводу, что им следует руководствоваться более точным методом исчисления иудейского года, методом, которым пользуются более строгие караинские евреи. Согласно этому методу, 1843 год должен закончиться с заходом солнца 18 апреля, а не 21 марта, в день весеннего солнцестояния, как произвольно указал Миллер. Прошел день 21 марта, а затем и 18 апреля, но не было никаких признаков пришествия Христа. Затем миллериты сделали еще одну поправку с учетом «нулевого года». Таким образом они перенесли дату пришествия с весны 1943 года на весну 1844 года. Но когда пришло это время им пришлось пережить очередное разочарование в своих подсчетах.

Один из последователей Миллера, Самуил Сноу, стал исследовать Ветхозаветную скинию и иудейские праздники и пришел к убеждению, что Христос должен прийти в День Искупления. А празднование этого дня у иудеев приходилось на 10 день 7 месяца. Таким образом, пришествие Христа следует ожидать не весной, а осенью 1844 года. Сноу начал активно проповедовать об этом, но руководители движения придали мало значения его открытию. Сам же Миллер рассматривал такое исчисление еще в мае 1843 года. По мере того, как шло время, Сноу все активнее отстаивал идею «десятого дня седьмого месяца». Согласно расчетам караимов этот день в 1844 году приходился на 22 октября. Вначале Сноу опубликовал свои взгляды на пришествие в «Полночном крике» и подолжал проповедовать свои доводы о том, что пришествие Христа должно произойти в Великий День Искупления, то есть, 22 октября 1844 года. Позже Сноу опубликовал свои взгляды в газете «The True Midnight Cry» (Истинный полуночный крик). Большинство верующих встретили новую весть восторженно. Эта весть пронеслась по стране с большой скоростью. С этой датой согласились Миллер, Хаймс и др. миллериты.

День Великого разочарования (22 октября 1844 г.)

Накануне 22 октября верующие находились в ожидании. Они не собрали урожай, закрывались магазины, рабочие покидали свои рабочие места. Для них не было ничего более важного, чем пришествие Христа через несколько дней. Нужно было предупредить людей, чтобы они исповедовали свои грехи. В церквах миллеритов богослужения не прекращаясь.

Настал долдгожданный день – 22 октября. Почти на всей территории США утро 22 октября выдалось солнечным и теплым. Миллериты группами собрались по домам, проводя последние часы земной истории. Всего 100 тыс. приверженцев миллеритского движения приготовились встретить в тот день Христа, грядущего на облаках небесных. Великий день прошел, так и не принеся с собой ничего примечательного. Многие продолжали ждать до тех пор, пока часы не пробили полночь. Только тогда они как бы очнулись. Христос не пришел. На душе было пусто. «Самые высокие надежды и чаяния рухнули, - вспоминал позднее Хайрам Эдсон, - и мы заплакали. Никогда в жизни я так не плакал. Мы плакали и плакали до самого рассвета».

Эллен Уайт писала о причине ошибки Уильяма Миллера и его сподвижников:

«У. Миллер и его единоверцы полагали, что очищение святилища по окончании 2300 дней, или лет, как о том написано в книге пророка Даниила 8:14, означает очищение нашей земли посредством огня. Земля будет очищена после второго пришествия Христа, которое, как они ожидали, должно было произойти в 1844 году, потому, что в это время оканчивался этот самый длинный пророческий период 2300 лет. Однако, после разочарования искренно верующие принялись за более тщательное исследование Св. Писаний с молитвой и со всей серьезностью; и наконец, после времени недоумения, свет излился в полной мере. Тогда их сомнения и неуверенность рассеялись.

Теперь стало ясно, что пророчество Дан. 8:14 указывает на заключительную работу небесного Первосвященника Иисуса Христа в небесном святилище. Было также обращено внимание на тексты, ясно говорящие о существовании небесного святилища, как об этом написано в послании к Евреям и в Откровении: "Главное же в том, о чём говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек". "И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его..." "И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на Небе". " Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Итак, образы небесного должны были очищаться сими, само же небесное лучшими сих жертвами". "Ибо Христос вошёл не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие". Евр. 8:1-2; 9:22-24; Откр. 11:19;15:5» (Очерки из жизни Э. Уайт, 192).

«Подобно первым ученикам, Уильям Миллер и его сподвижники не сознавали вполне значение проповедуемой ими вести. Заблуждения, господствовавшие в Церкви, мешали им прийти к правильному пониманию важнейшего момента в пророчестве. Поэтому, несмотря на то, что они и возвещали порученную им Богом весть, все же, вследствие неправильного понимания, они пережили сильное разочарование.
При объяснении слов "На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится" (Дан. 8:14) Миллер, основываясь, как уже было сказано, на общепризнанной точке зрения о том, что земля является святилищем, верил, что очищение святилища представляет собой очищение земли посредством огня и что это произойдет при Втором пришествии Господа. Поэтому когда он обнаружил, что можно точно вычислить дату окончания 2300 дней, то пришел к выводу, что это время и является временем Второго пришествия. Его заблуждение стало следствием принятия популярного тогда учения о том, что святилище - это наша земля» (Великая борьба, 351-352).

Значение Миллеритского движения

Миллеритское движение имело огромное значение в деле провозглашения трехангельской вести. Это движение объединило 100 тыс. приверженцев в ожидании пришествия Христа. Многие проповедники пришествия Христа обрели свой евангельский опыт в миллеритском движении и впоследствии стали первыми служителями Адвентисткого движения (Джозеф Бейтс, Хайрам Эдсон, Джеймс Уайт, Джон Баингтон и др.). Это движение пробудило небывалый интерес к библейским пророчествам, в частности к большому пророческому периоду 2300 лет. Впоследствии Адвентисты Седьмого Дня пришли к убеждению, что окончание этого периода в 1844 году указывало на начало служения Иисуса Христа в небесном святилище, а не на Его второе пришествие, как это ошибочно утверждали миллериты, что привело их к разочарованию. Миллеритское движение возродило многие библейские истины: Учение о Втором пришествии Христа, Истину о Седьмом дне недели субботе, Учение о Небесном Святилище, Истину о Даре пророчества. Многие доктрины, которые проповедовали миллериты, сформировали фундамент вероучения церкви АСД.

Эллен Уайт писала о вкладе Уильяма Миллера в исследование пророчества о 2330 годах. Несмотря на то, что Миллер по ошибке считал, что пророческий период 2300 лет заканчивается Вторым пришествием Христа, все же Эллен Уайт отметила важность вклада Миллера в исследование самого пророческого периода 2300 лет:

«В Книге Даниила (см. 8:14) содержалось то пророчество, которое, как казалось Миллеру, несомненно указывало на время Второго пришествия: "На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится". Следуя испытанному правилу, согласно которому Писание само себя разъясняет, Миллер узнал, что один день в библейском пророческом времени означает год (см. Чис. 14:34; Иез. 4:6). Он видел, что период 2300 пророческих дней, или буквальных лет, простирается далеко за пределы времени благодати, определенного для иудеев, и, следовательно, не относится к святилищу Ветхого Завета. Миллер придерживался общепринятой точки зрения, что в христианскую эру святилищем является земля, и потому пришел к выводу, что предсказанное очищение святилища (см. Дан. 8:14) означает очищение земли посредством огня при Втором пришествии Господа. Если, рассуждал он, найти исходную точку для отсчета 2300 дней, тогда можно установить и время Второго пришествия. Таким путем стало бы известно время великого конца, когда весь современный мир с его гордостью, властью, пышностью, с "его тщеславием, нечестием и угнетением придет к своему концу", когда проклятие будет "удалено с земли, смерть уничтожена, а рабы Божьи, пророки и святые, и все боящиеся Его вознаграждены, а губившие землю - истреблены".

Миллер еще более ревностно и серьезно продолжил исследовать пророчества, посвящая целые дни и ночи изучению этих истин, которые теперь казались ему необыкновенно важными и интересными. В 8-й главе Книги Даниила он не мог найти исходной точки для отсчета 2300 дней; хотя ангелу Гавриилу и было поручено объяснить Даниилу видение, однако он сделал это только частично. Когда пророк увидел ужасные преследования, которые ожидали Церковь, силы оставили его. Это зрелище оказалось непереносимым для него, и ангел на время покинул его. Даниил "изнемог и болел несколько дней". "Я изумлен был видением сим и не понимал его", - говорит он.

Но Бог повелел Своему посланнику: "Объясни ему это видение!" Это поручение должно было быть выполнено, и спустя некоторое время ангел возвратился к Даниилу: "Теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению". "Итак вникни в слово и уразумей видение" (Дан. 8:27, 16; 9:22, 23, 25-27). В видении, описанном в 8-й главе, был важный момент, который остался необъясненным, а именно: период времени 2300 дней. Поэтому при своем вторичном появлении ангел сосредоточился главным образом на вопросе о времени: "Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города… Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет… И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение"» (Великая борьба 324-326).

Основные даты и события Миллеритского движения:
- Годы жизни У. Миллера (1782-1849).
- Участвовал в гражданской войне (1812-1816)
- В 1816 г. принял крешение в Баптистской церкви
- 1816-1818 гг. – иследовал Библейские пророчества, осбенно 2300 лет
- 1818-1822 гг. - систематизироввал свои исследования в 20-ти пунктах
- 1822-1831 гг. - делится результатами исследования со служителями различных церквей
- 1831-1844 гг. – публично проповедует о скором Втором пришествии Христа
- 22 октября 1844 – день Великого разочарования, который пережили миллериты
- У. Миллер проповедовал о Втором пришествии Христа в течение 4.817 дней или 13 лет и 2 месяца (13 августа 1831 г.- 22 октября 1844 г.)
- Он произнес 4.000 проповедей и лекций
- Проповедовал в 500 населенных пунктах
- Около 100.000 верующих приняли весть
- 200 служителей из различных церквей проповедовали о Втором пришествии Христа. Позже некоторые из них стали пионерами Адвентистского движения.