Ранний период развития церкви АСД

1. Начало церковного служения и издательской деятельности

В ранние годы развития Церкви Адвентистов Седьмого Дня большую роль в продвижении дела Божьего играли Джозеф Бейтс, Эллен и Джеймс Уайт. Поэтому эти три личности считаются основателями Цервви АСД. Супруги Уайт неоднократно меняли место жительства, учитывая нужды развивающейся церкви. Первым местом, где поселилась чета Уайт, стал дом родителей Эллен в Горхеме. Мы очень мало знаем о первых днях их совместной жизни. В ноябре 1846 года они присутствовали на конференции, проходившей в доме брата Куртиса в Топшеме, в 50 километрах от места их жительства. На этой встрече присутствовал Джозеф Бейтс. Эллен Уайт писала об этой встрече: «Дух Божий нисшел на нас… И мне было показано видение славы Божией, и я впервые увидела другие планеты… Мне также было показано, что по нашем возвращении в Горхем, наша вера будет испытана» (Очерки жизни, т.1, с.239).

В июне 1849 года семья Уайт в те­чение некоторого времени жила в Рокки-Хилл, штат Кон­нектикут, где 28 июля  родился их второй ребенок, Джеймс Эдсон Уайт.

В этот период Джеймс был уверен, что его долг - записать и опубликовать материалы об истине настоящего времени. Он был воодушевлен этой идеей, но отсутствие средств приводило его в уныние. Он решился идти искать работу на сенокосе. В это время Эллен Уайт было показано, что Джеймс не должен работать в поле, но с верой идти писать материалы об истине для настоящего времени. Джеймс немедленно принялся за работу, и Бог сам прояснял истинное значение Его Слова.

 Примерно в это же время он начал издавать малень­кую газету, озаглавленную «Истина для нашего времени» («The Present Truth»). Контора издательства располагалась в Мидлтауне, в восьми милях от Рокки-Хилл, и ему приходи­лось преодолевать это расстояние пешком, несмотря на то, что он в это время хромал. Семья молилась, чтобы Бог благословил их слабые усилия: они рассылали выпущенные номера издания, и очень скоро они стали получать письма с пожертвованиями для продолжения издательского служения и с добрыми вестями о принятии истины.

Для того чтобы развивать издательское дело и в то же самое время продолжать нести истину в различных частях этого миссионерского поля, редакция газеты время от времени переезжала с места на место.

В 1850 году газета издавалась в местечке Париж, штат Мэн. Тираж ее вырос, а название изменилось — «Адвентистское обозрение и субботний вестник» («Advent Review and Sabbath Herald»). Сторонники издательства были немногочисленны и небогаты мирскими сокровищами. Огромные перегрузки, недосыпание и недостаток здорового питания взяли свое, и Джеймс Уайт заболел так, что передвигался с большим трудом. Он настолько отчаялся, видя, сколько было противников и завистников, что решил закончить с издательской деятельностью. Но Эллен  Уайт было видение, что он не должен бросать эту работу, отступая в угоду сатане. Ей было показано, что он должен ободриться и смело продолжать свою деятельность, и Бог пребудет с ним.

Следующий выпуск «Обозрения» был издан в Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк. В апреле 1852 года они направились в Рочестер, расположенный в том же штате. Повсюду их жизнь была сопряжена с трудностями. Но, несмотря ни на что семья Уайт ездила с места на место, проповедуя и трудясь над распространением газеты. Здоровье Джеймса вновь пошатнулось, но  по многим молитвам Бог снова исцелил его, и они могли продолжать свой нелегкий труд. Но через некоторое время сильно заболела Эллен Уайт, и  врачи вынесли ей не обнадеживающий диагноз, сказав, что вскоре она умрет от апоплексического удара. Братья и сестры из Рочестера (а именно там в это время находилась Эллен) ревностно молились за нее. И вскоре постоянная боль, которая мучила ее уже несколько месяцев, внезапно отступила, от болезни не осталось и следа. Врач лишь развел руками, сказав, что не может дать объяснения случившемуся.

Вскоре супруги Уайт отправились в Мичиган, а оттуда в Висконсин. Помолившись перед отъездом, они вверили себя в руки Божьи. Не найдя мест в переднем вагоне, который был наиболее удобен, супруги сели в другой. В этой поездке случилось великое чудо. Вскоре после отправления поезда состав сошел с рельс, а вагон, в котором ехала семья Уайт и багажный вагон, в котором находились книги, остались абсолютно целы и невредимы. Эллен Уайт напишет об этом: «Мы же почувствовали, что Бог послал ангела, чтобы сохранить нам жизнь». В результате служения супругов Уайт в Висконсине много душ было обращено. Господь укрепил их в этом утомительном путешествии.

Бог никогда не оставлял супругов Уайт, поддерживая их в служении. Несмотря на трудности и плохое здоровье Джеймс Уайт продолжал издательское дело. Впоследствии его самоотверженное служение было вознаграждено. В 1861 году издательство явилось первым церковным учреждением при становлении организации Церкви адвентистов седьмого дня.

2. Роль Евангельских лагерных собраний в ранние годы Адвентизма

Адвентистские пионеры, служители Церкви, современники Эллен Уайт, всеми силами старались распространять трехангельскую весть. Одними из самых активных служителей Церкви были Д.Н. Лафборо, М.Е. Корнелл и Д.Н. Андрюс. Это были молодые двадцатитрехлетние мужчины, провозглашавшие истину в штатах Огайо, Висконсин и Мичиган.

Церковь в ранние годы имела проблемы с помещениями для проведения собраний. Часто евангельские служения приходилось проводить в маленьких молитвенных домах или в арендованных школьных помещениях. Иногда служителям приходилось открывать окна в зданиях, где проводились собрания, чтобы те, кому не хватило места, могли их слышать. Так, например, случилось в 1854 году с 19 по 21 мая в Локки, штат Мичиган. Собравшихся было в два раза больше, чем ожидалось, помещение не могло вместить всех желающих, поэтому многие слушатели разместились на траве под окнами здания.

После окончания этой евангельской программы, служители поехали в Сильван для проведения следующей. С ними так же была и семья Уайт. Джеймс Уайт предложил купить палатку для проведения запланированных на следующий год евангельских кампаний. А брат Корнелл спросил: «Почему бы не приобрести палатку сейчас и не ждать следующего года?». Не долго думая, они с энтузиазмом решили собрать пожертвования для приобретения палатки. Брат Корнелл отправился в город Рочестер для покупки восемнадцати-метровой палатки. Евангельские кампании в штатах Сильване и Джексоне проводились в палатках.

Эллен и Джеймс Уайт были заинтересованы в покупке палатки, так как они желали, чтобы Джеймс и Лафборо могли беспрепятственно нести истину всем желающим на евангельской кампании, которая была запланированна в Батл-Крике на 2 июня, пятницу, и  4 июня, воскресение.

Позже Джеймс писал: «Нашим с Эллен желанием было хотя бы раз побывать на евангельской кампании, которая проводилась бы в палатке и передать Божью весть людям перед нашим отъездом домой, и мы были очень рады тому, как все прошло с Божьими благословениями.

После окончания кампании в Батл-Крике мы отправили палатку в Гранд Рапид» (Ревью энд Геральд, 4 июля 1854).

Лафборо рассказывал о своих впечатлениях:

«Мы приехали в Батл-Крик, установили палатку на улице ван Бюрен, возле железной дороги. Служение началось 10 июня и продолжалось два дня. Открыли программу с чтения двух глав Книги Даниила. После мы отправились в Гранд Рапид» (Ревью энд Геральд, 24 февраля 1885).

  Лафборо и Корнелл с энтузиазмом начали работу в новом направлении проведения евангельских кампаний.

  Из статей журнала «Ревью и Геральд» мы прослеживаем, что на той встрече, 4 июля 1854 года, присутствовало более тысячи человек.

 Неделю спустя, Джеймс Уайт рассказывал, что в первый день кампании присутствовало около пятисот человек, но если бы проповедник задержался еще на неделю  - слушающих  стало бы вдвое больше. Все чувствовали присутствие Божье и Его благословения. Мы раздавали различного рода издания и книги, и это оказалось прекрасной возможностью для распространения истины» (Ревью энд Геральд, 4 июля 1854).

 После окончания встреч в Гранд Рапиде все собрались в доме брата Фитча, и там Эллен Уайт были даны видения. Лафборо писал о них: «Эти видения были полны прорицаний, указаний и советов для настоящего Церкви, а также ободряли в деле евангелизации в палатках».

 Еще он писал:

«Использование палаток для встреч было чем-то новым для нас, и нам было чему научиться исходя из наших опытов, что может показаться немного странным для тех, кто сейчас полностью посвящен в это дело.

Во-первых, тогда мы не полностью понимали, что когда был пробужден интерес, нужно было с большим усилием проводить дискуссии и подталкивать интересующихся к принятию решения.

Во-вторых, мы не думали, что люди будут заинтересованы приходить каждый вечер в течение недели, поэтому большинство наших втсреч проходили только по субботам и в первый день каждой недели.

В-третьих, мы смотрели на лагерные собрания как на глобальное пробуждение, и с этой идеей мы пытались посетить как можно больше мест в один сезон» «Ревью энд Геральд, 24 февраля, 1885».

Использование палаток было новым подходом к евангелизации для адвентистов. Разные планы были реализованы в четырнадцати встречах, проводимых в Мичигане летом 1854 года. В основном проходили двух дневные встречи, на которых Лафборо и Корнелл сжато представляли видения о пророчествах, о святилище, вести о субботе, настоятельно убеждая людей прислушиваться. Это подтолкнуло слушающих к действиям.

Лафборо также писал:

«Господь посредством Святого Духа давал нам указания, как более успешно проводить работу евангелизации посредством палаток».

Он был рад рассказать, что «почти во всех местах, где мы проводили лагерные собрания, были люди, которые прислушивались к истине, но лучшие результаты достигались там, где мы проводили кампанию не два-три дня, а неделю и больше».

Открывалась новая волна наиболее обнадеживающего евангелизма. Журнал «Ревью» писал статьи о второй 18 метровой палатке в Новой Англии и о новой двадцатисеми метровой палатке в Мичигане.

К концу сезона Джеймс Уайт подвел некоторые итоги их евангельской работы, которая была в некотором роде экспериментом. Он писал:

«Многое можно сделать при помощи палаток, и насколько меньше можно сделать в летний период другим путем. Например, год назад на конференции в Спрингфилде, Мессачусетс, где арендовали хороший зал, и люди приходили по билетам, в первые дни только несколько верующих присутствовало. А в этом году в этом же городе на шестой день кампании в палатке присутствовало тысяча двести человек, готовые слушать Слово Божье» (Ревью энд Геральд, 24 октября 1854).

В мае 1868 года на очередном заседании Генеральной конференции было принято решение проводить лагерные собрания каждый год. После принятого решения возникла небольшая проблема, не хватало времени в 1868 г. провести подобное мероприятие. Но служители почувствовали необходимость в лагерном собрании и решили выделить пару дней из своего рабочего графика, чтобы собрание все-таки состоялось. На последней странице «Ревью энд Геральд» сообщили о месте и времени лагерного собрания: 26-31 августа, город Райт, округ Оттава, Мичиган. Но позже решили отложить начало служения на неделю: с 1 по 7 сентября.

Палатки решили расположить в живописной местности на ферме Е.Н. Рут. Прибывали на поезде люди, и многие привозили свои палатки, всего их было двадцать две, некоторые из них были  большие, для нескольких семей. Братья и сестры привозили с собой одеяла. Девятнадцать палаток было из Мичигана, одна из штата Нью-Йорк и две из Висконсина. Первая встреча прошла во вторник в 11 утра, но они сократили служение, чтобы приехавшие могли обустроиться. Еду готовили на кострах.

На протяжении недели прошло шестнадцать семинаров: шесть провел Джеймс Уайт, пять провела Эллен Уайт, четыре –  брат Андрюс, и один семинар провел Натан Фуллер.

После успеха лагерного собрания в городе Райт, было принято решение провести еще два: в городе Клайд, штат Иллиноис с 23 по 30 сентября, и в городе Пайлот Гров, Айова, со 2 по 7 октября. Уайты и Андрюс тоже присутствовали там.

В 1870 г. ранним летом было организовано четыре лагерных собрания на Востоке и десять – поздним летом и осенью в западных штатах Америки. Первое лагерное собрание проходило 9 июня в городе Марион, Айова. Джеймс и Эллен Уайт провели восемь недель, путешествуя и участвуя в шести лагерных собраниях на Востоке: Онейда, Нью-Йорк, Южный Ланкастер, Месачусетс, Бордевиль, Вермонт, Сковеган, Мэйн, Клайд, Огайо, Шарлотт, Мичиган.

После короткого отдыха в штате Огайо семья Уайт решила провести несколько лагерных собраний в штатах Индиана и Канзас в октябре месяце. С обновленным духом они отправились в Индиану и Канзас. Джеймс Уайт писал о встрече, которая проходила 16 октября в Форт Скоте, 120 километров к югу от города Канзас, штат Канзас:

«Десять семейных палаток, несколько накрытых вагонов, в которых жили семьи, ларек с провизией, большая палатка – все это подверглось неподдающемуся оценке шторму. Посередине большой палатки была установлена каменная печь, которая грела нас во время шторма. Вообще все палатки были оборудованы печами. Как мы могли наблюдать, все братья и сестры были довольны и чувсвовали себя комфортно даже во время шторма. Все были бодрыми и наслаждались встречей (Ревью энд Геральд, 8 ноября 1870).

Вместо того чтобы вернуться домой в Батл-Крик, как было запланировано, семья Уайт решила провести еще несколько лагерных собраний в штате Миссури. Поэтому время проведения лагерных собраний в 1870 году продлилось еще на 5 недель. По окончании лагерных собраний, в понедельник, 7 ноября, Джеймс и Елена Уайт вернулись обратно.

Так проведение лагерных собраний в ранние годы развития адвентистской Церкви явилось одним из новых эффективных методов проповеди Евангелия, способствующей быстрому росту развивающегося движения.

3. Исторический переезд семьи Уайт в Батл-Крик

Год 1855 стал важным временем как для семьи Уайт, так и для развития адвентистского движения. Переезд семьи Уайт в Балт-Крик в этом году стал историческим событием, т.к. решил многие административные и богословские проблемы. В 1855 году был определен статус будущего издательства «Ревью энд Геральд». В номере от 20 февраля 1855 года Джеймс Уайт написал статью о вопросах, связанных с развитием «Ревью энд Геральд». В своей статье он писал о бедственном положении издательского дела и обращался к членам церкви и читателям за помощью. Он писал о том, что издательство не может развиваться, если только он один будет работать. Он работал 14-18 часов в сутки, что разрушительно влияло на его здоровье. Джеймс Уайт полностью посвятил свою жизнь, свое здоровье, свои силы изданию журнала «Ревью». Ему приходилось решать финансовые проблемы, помимо того, что он был издателем и единственным владельцем «Ревью».

По причине чрезмерной работы Джеймс очень сильно болел, появился кашель, потом он заболел воспалением легких, а нервная система совсем расшаталась, он очень сильно переживал о том, чтобы после своей смерти не оставить Эллен расплачиваться за долги издания. Купленная земля была оформленна на имя Эллен Уайт, так что она могла распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению, даже после смерти Джеймса.

Переживания Эллен Уайт были не меньше, смотря на своего больного мужа, она боялась, что ее трое маленьких детей остануться без отца.  Молитвы за здоровье Джеймса возносились 3 раза в день, и Господь милостиво внимал ревностным молитвам Елены, братьев и сестер, и он стал выздоравливать.

Одной из основных проблем «Ревью» была проблема помещения. Невозможно было развивать большое издательство на уровне станка, который располагался в доме семьи Уайт. Эллен и Джемс Уайт понимали, что для более масштабного развития издательства нужно что-то предпринимать.

На одной из конференций, проходившей в мае 1855 г. в Батл-Крике, Джеймс Уайт поставил вопрос о будущем равитии издательства «Ревью энд Геральд». Об этом собрании он писал: «Братья в Батл-Крике знают о нужде дела Божьего и заинтересованы в создании издательства «Ревью энд Геральд». Они имеют желание и возможность разделить с нами часть работы, которая очень изнуряет нас» (Ревью энд Геральд, 15 мая 1855 г.). Он писал, что в Батл-Крике есть все условия для создания издательства.

Дух Божий работал в сознании активных членов, и к 1855 году церковь созрела к решению вопросов по развитию издательства. Несколько рассудительных братьев из штата Мичиган и Вермонт были готовы разделить многочисленные обязанности по работе издательства, которые до сих пор выполнял Джеймс Уайт. В это время Елене Уайт было показано, что те, кто работают в офисе издательства, не должны быть обремененными чрезмерной работой. Они должны быть освобождены от этого бремени, чтобы улучшилось их здоровье, и ум был ясным для выполнения своих обязанностей (Рукопись 3, 1855 г.).

Братья из штатов Вермонт и Мичиган оказали сильную моральную и финансовую поддержку. К августу 1855 были решены все основные вопросы, связанные с развитием издательства. Об этом Джеймс Уайт писал в номере за 4 сентября 1855 г.: «Мы рады сообщить, что брятья из штата Мичиган радушно взяли на себя часть обязанностей издательства «Ревью энд Геральд»... Бог нашел тех, кто способен лучше выполнять бремя обязанностей в Ревью, чем мы» (Ревью энд Геральд, 4 сентября, 1855 г.).

В мае 1855 появилась прекрасная возможность переехать в Батл-Крик, где братья помогли Уайтам в приобретении участка и постройке дома.

С того момента как супруги Уайт переехали в Батл-Крик, штат Мичиган, Бог не оставлял их, они чувствовали поддержку своих близких друзей, которые были готовы разделить с ними бремя и поддержать их в нуждах.

Джеймс неоднократно предлагал братьям рассмотреть вопрос об издании, но они так ничего не предпринимали. До 1861 года Джеймс был официальным владельцем издательства и единственным рукововдителем работ, он пользовался доверием друзей, которые верили, что Джеймс сможет правильно распорядиться поступающими время от времени средствами и будет укреплять издательское предприятие. В «Обозрении» говорилось, что типография является собственностью Церкви, а Джеймс только ее официальным руководителем, но враги не сидели без дела: они обвиняли Джеймса в махинациях и делали все, чтобы уязвить его и помешать развитию дела.

Эти обстоятельства повлияли на Джеймса, и он опять поднял вопрос об издательском комитете, что привело весной 1861 года к регистрации Издательской Ассоциации Церкви адвентистов седьмого дня в полном соответствии с законами штата Мичиган.

Решение было принято Джеймсом и пастором из двух штатов Мичиган и Вермонт, и это был наиболее оптимальный вариант. Позже Джеймс писал:

«Мы рады сообщить вам, что служитель из Мичигана  с радостью взял на себя заботы об офисе для «Вестника». К этой осени они полностью переедут в Батл-Крик, Мичиган. Служитель из Вермонта тоже согласен открыть и в этом штате офис, но так как Мичиган считается центром, они хотели бы, чтобы пресса расположилась именно в этом штате.

«Вестник» будет выпускаться каждую неделю после того, как мы обустроимся в Батл-Крике, Мичиган. Нашим долгом и нашей привилегией будет, наконец-то, расположиться в офисе. Господь наделили других возможностью руководить «Вестником» (4 сентября 1855 г.).

В номере за 2 октября 1855 г. были опубликованы решения, принятые в связи с переездом издательства в Батл-Крик:                       

  1. Адвентистское издательство останется собственностью Церкви.
  2. Издательство переедет в Мичиган.
  3. На выбранный финансовый комитет возлагается ответственность по переезду офиса и издания «Вестника».
  4. Церковь выделит из пожертвований средства для переезда издательства.
  5. Решено создать редакторский комитет «Вестника».

Одновременно с перездом издательства Елена и Джеймс Уайт также переехали в Батл-Крик. Они поселились в маленьком коттедже, который они снимали за 1.50 доллара в неделю.

На Генеральной конференции, проходившей 16 ноября 1855 года, был избран ряд братьев для развития дела. Освобожденный от многочисленныйх обязанностей Джеймс Уайт был избран управляющим издательства. Урию Смита выбрали на должность главного редактора, а также избрали пять корреспондентов: Ж.Н. Андрюса, Ж.Х. Ваггонера, Р.Ф. Котрелла, С. Пирса и Дж. Уайта. Для изучения финансового положения «Вестника» были назначены Генри Лион, Дэвид Ньюит и Вильям М. Смит, - все они были из Батл-Крика.

На данной конференции братья выразили особую благодарность Джеймсу Уайту за его большой вклад в издательское дело развивающейся церкви в течение многих лет. Он был отмечен как редактор, содействующий распространению света истины.

Эллен Уайт писала, «что дело, поначалу слабое и незаметное, стало разрастаться и укрепляться. Издательства в Мичигане и Калифорнии, а также миссии в Англии, Норвегии и Швейцарии свидетельствовали об этом росте. Вместо самой первой газеты, весь тираж которой можно было перенести в одном саквояже, наши издательства ежемесячно выпускали около ста сорока тысяч экземпляров различных периодических изданий. Рука Божья помогала процветанию и укрепелению Его дела».

Переезд Эллен и Джеймса Уайт в Батл-Крик был предопределен Богом и имел историческое значение для развития молодой Адвентистской церкви. Впоследствии Батл-Крик стал центром адвентизма. Находясь в Батл-Крике, семья Уайт выполняла Божье дело, содействуя сплочению Церкви воедино, формированию учения развивающейся церкви, созданию церковной организации и церковных учреждений.

4. Создание системы для финансовой поддержки дела Божьего – предпосылка создания церковной организации АСД (1858-1859 гг.)

Молодая Церковь росла, возрастали и ее трудности. Эти трудности были как доктринального характера, так и материального. Возникающие проблемы являлись стимулом для дальнейшего развития Церкви. Так, например, известно, что в 1858-1859 гг. Церковь оказалась в финансовом кризисе. Необходимость выхода из этого кризиса побудила Церковь к поиску новых форм финансового устройства. Результатом этого поиска стало создание первой финансовой системы Церкви.

К этому времени основные доктринальные вопросы были сформированы и теперь им открывались новые перспективы исследования тех граней Божьей истины, на которые раньше не обращали внимания. Многим членам церкви предстояло глубже осознать смыcл и значение церковного единства. Отсутствие в те годы сформированной церковной организации порождало многочисленные проблемы и ярко свидетельствовало о крайней необходимости служения, направленного на объединение Церкви. Самоотверженно это служение совершали Джеймс и Эллен Уайт. Они по-прежнему посвящали выходные дни посещению адвентистских общин для их наставления и укрепления. С сентября по декабрь 1858 г. они посетили церкви в штатах Огайо и Нью-Йорк, а также на территории Новой Англии. Годом ранее такая поездка не состоялась по причине нехватки финансовых средств.

Во время одного из своих выступлений в Мэнсвилле, штат Нью-Йорк, в здании средней школы, Эллен Уайт получила видение. На следующее утро, 21 октября 1858 г., она написала для семьи Хаскелл свидетельство, частично основанное на полученном видении. Это письмо было связано с тем, что за 2 года до этого на лагерном собрании в Принстоне, Хаскелл настаивал на том, что свинина не должна употребляться в пищу. Основываясь на книге Левит, он предлагал сделать соблюдение этого принципа проверкой для церковного членства.

Хаскелл был не один, кто был озабочен этим вопросом. Свою реакцию на взгляды Хаскелла выразил Лафборо. Полностью соглашаясь со словами Эллен Уайт, он процитировал их: «Если Богу угодно, чтобы Его народ воздерживался от употребления в пищу свинины, Он убедит людей в этом. Господь желает открыть истину не только отдельным людям, на которых возложено бремя за Его дело, но и всем другим Своим искренним детям. Если долг Церкви - воздерживаться от свиного мяса, Бог откроет это более чем двум или трем. Он всем членам Церкви откроет их долг.

Бог ведет весь народ, а не отдельных людей в разных местах, из которых один верит в одно, а другой - в иное. Ангелы Божьи выполняют порученное им дело. Третий ангел ведет и очищает народ Божий, и нам следует двигаться вместе с ним. Некоторые братья и сестры бегут впереди ангелов, ведущих народ, но им придется пересмотреть каждый шаг и смиренно последовать за ангелами, не опережая их. Я видела, что ангелы Божьи будут вести людей не быстрее, чем они смогут не только принять важные истины, передаваемые небесными вестниками, но и претворить их в жизнь. Однако некоторые беспокойные души и наполовину не выполняют своего долга. Когда ангел ведет их, они устремляются в погоню за чем-то новым и торопятся уйти вперед, пренебрегая Божественным руководством. Таким образом, они вносят смятение и разногласие в ряды детей Божьих, ибо говорят и действуют обособленно от тела Божьего» (Свидетельства для Церкви: в 9 т. Т. 1, с. 206-207).

В 1855 году семья Уайт переезжает в Батл-Крик. С этого года этот город становится центром развивающейся Церкви. Следуя Божьему совету, Джеймс Уайт интенсивно занимается развитием издательского дела. Братья Батл-Крикской церкви согласились разделить с Джеймсом Уайтом тяжесть издательского служения. Благодаря этому деятельность переехавшего сюда издательства начала расширяться. Но, несмотря на все эти благоприятные факторы, нестабильность финансовой поддержки привела издательство на грань финансового кризиса.

В 1857-58 гг. финансовое положение Церкви стало безвыходным. Церковь росла, но не было ни церковной организации, ни церковной казны. Зима 1857-58 гг. была очень тяжелой; финансовая помощь, получаемая служителями, едва покрывала их нужды. Семьи служителей бедствовали. Джеймс и Эллен Уайт всегда старались оказывать помощь нуждающимся, несмотря на то, что у них тоже не было достаточно средств к существованию, но это не решало всех проблем.

В апрельском номере «Ревью» М. Е. Корнелл, описав нужду Церкви, призвал всех членов церкви, получивших от издательства книги и все еще не возвративших за них оплату, поторопиться сделать это. «Мы должны вернуть наши долги издательству». Джеймс Уайт в начале апреля был очень обеспокоен финансовыми проблемами: «Где братья, которые готовы пожертвовать своими средствами?... Наши проповедники ожидают, что их братья поддержат их в нелегком труде, но братья уклоняются от своих обязанностей».

В центральном и восточном Мичигане, по свидетельству евангелистов Фрисби и Родса, члены Церкви не желали жертвовать: «Слова о пожертвовании приводили к тому, что люди замыкались. Тяжелые времена настали, и что можно сделать? Мы встретились с множеством братьев, которые говорят то же самое: «Я хочу помочь, но не могу, потому что время тяжелое, у меня нет средств; и некотороые из них начинают говорить о том, чтобы продать часть, или всю свою землю, но в настоящее время нет покупателей... Мы не осмеливаемся советовать другим что-то относительно их обязанностей, но мы знаем, что дело Божье не может остановиться. Среди соблюдающих субботу верующих людей есть средства, которые могли бы быть сэкономлены, и это было бы благословением для тех, кто имеют больше, чем они нуждаются, и могут помочь своими пожертвованиями в данное время, потому что придет время, когда в их помощи не будут нуждаться.

Когда некоторые говорят «приезжайте еще, мы рады видеть вас, приезжайте почаще» и т. д., они должны помнить, что проповедники тоже нуждаются в поддержке, или же они должны трудиться своими руками, чтобы поддержать свои семьи...».

В сложившейся ситуации некоторые служители время от времени оставляли духовную работу и пытались заработать что-то, чтобы поддержать свои семьи. Джеймс и Эллен Уайт тоже боролись с финансовыми проблемами, но пытались решать их по-другому. Так, например, Джеймс Уайт во время своих путешествий выяснил, что некоторые верующие нуждаются в Библиях и других книгах. Продавая их, он получал определенную прибыль, так необходимую семье Уайт в то время. Летом этого же года Э. Уайт, опубликовав «Великую Борьбу», получила небольшую прибыль, часть из нее была сразу же отдана на нужды служителей, а вся остальная сумма была отдана на развитие дела Божьего.

Необходимо было найти пути финансовой поддержки растущей Церкви. Сестра Уайт сказала своему мужу: «Господь показал мне, что необходимо созвать служителей вместе, включая Андрюса для того, чтобы провести библейские исследования. Нам необходимо убедиться, что Писания содержат полный план поддержки работы благовестия». По окончании данной встречи, которая состоялась в середине января 1859 г., братья пришли к убеждению, что «система десятин так же обязательна, как это было прежде. Представляя эту истину в первый раз, они решили, что назовут этот сбор «систематическими приношениями» по принципу десятин».

Представляя детали развития и становления понимания принципа десятин и пожертований, важно помнить, что Церковь еще не имела организационной структуры. Единство Церкви поддерживалось благодаря сильным лидерам, один из которых находился под особым водительством Святого Духа. Эти люди вместе сотрудничали, находясь рядом с издательством. Через издательство «Ревью» они поддерживали связь с церквами и с жившими далеко от церквей братьями и сестрами от Востока до Северо-Запада. То, что происходило в Церкви Батл-Крика, было примером для других церквей. В этой общине формировалась организационная структура Церкви. Поскольку в то время не существовало единой церковной организации, лидеры могли обращаться официально только к Батл-Крикской церкви, членами которой они являлись. «Ревью энд Геральд» осторожно освещало все шаги развития Батл-Крикской церкви и таким образом информировало всех соблюдающих субботу адвентистов.

После изучения вопроса о финансировании Церкви план «систематических пожертвований» был разъяснен членам Церкви и принят путем единодушного голосования; также было принято решение опубликовать его в «Ревью энд Геральд». Основываясь на текстах Нового Завета, было предложено, принять «некоторые советы, относительно наших обязанностей». Пионеры адвентистской церкви могли пойти более легким путем, опираясь на Ветхий Завет. Они могли обосновать ветхозаветными текстами обязательность десятин. Но в то время, несмотря на преимущество десятин, они были не уверены, что десятины не были одним из обязательств церемониального закона, которые прекратились со времени распятия Иисуса Христа. Для них новозаветный совет Павла в 1 Кор. 16:2 «в первый день недели пусть каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние отложит...» был более авторитетным, чем указания Малахии «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища» (Мал. 3:10). Они признали, что система десятин была хорошим замыслом, и представили свои выводы Церкви.

 Само название «план систематических пожертвований» точно соответствовало предложенному проекту. Был разработан план, который предоставлял систему, которая позволяла члену церкви, в каком бы финансовом положении он ни был, найти свой способ систематически жертвовать. Этот план давал практические рекомендации. Предложенный Церкви «план систематических пожертвований» выглядел следующим образом:

  1. Каждый брат в возрасте от 18 до 60 лет, отложит у себя в первый день каждой недели от 5 до 25 центов.
  2. Каждая сестра в возрасте от 18 до 60 лет отложит у себя в первый день каждой недели от 2 до 10 центов.
  3. Также пусть каждый брат и сестра отложит в первый день недели от 1 до 5 центов от каждых 100 долларов имущества, которым он обладает.

Суммы, которые были установлены, были настолько малы, что те, кто находился в состоянии бедности (за небольшим исключением вдов, немощных, и престарелых), могли действовать согласно этого плана. В то же время те, кто находился в лучших обстоятельствах, могли действовать в страхе Божьем – отложить столько, сколько установлено, или даже больше, если посчитают нужным.

Каждая церковь должна выбрать человека, который мог бы в начале каждого месяца собирать средства и передавать их по назначению. Церковь приняла предложенный план, и в соответствии с ним члены церкви стали жертвовать. Церковь периодически информировали о положении с финансами и о том, как действует план «систематических пожертвований». Вскоре из церквей штата Мичиган поступил вопрос: «Что делать с собранными деньгами?». Джеймс Уайт отвечал: «Каждая церковь должна оставить в своей казне не менее 5 долларов для помощи проповедникам, время от времени посещающим их, а остальные средства являются целевыми средствами по плану «систематических пожертвований» (Ревью энд Геральд, 3 марта 1859 г.).

Елена Уайт поддержала «систему добровольных пожертвований», выработанную Церковью, и связала их с десятинами. Она заверила Церковь, что «план добровольных пожертвований угоден Богу» (Свидетельства для Церкви: в 9 т. Т. 1, с. 190). В январе 1861 года в статье под заглавием «Добровольные систематические пожертвования» она писала: «Не обкрадывайте Бога, удерживая от Него десятины и пожертвования» (там же, с. 221, 222). В заключении статьи полностью был процитирован отрывок их Малахии 3:8-11.

Служение Елены Уайт в те годы отвечало положению и нужде Церкви. Видения, посылаемые Богом Своей вестнице, освещали самые насущные проблемы. Они были своевременными, отвечали на поиск и нужду Церкви на соответствующем этапе. Когда Церковь находилась в стадии решения финансовых проблем, Бог посылал видения относительно того, как Его народ должен создавать финансовую систему Церкви. Видение, которое Елена Уайт получила в июне 1859 г., также проливало свет на проблему систематических приношений: «Богу угоден план систематических пожертвований. Мне было указано на дни апостолов, когда Бог составил план, послав ученикам Духа Святого, и через дар пророчества дал народу совет относительно принципа пожертвований. Все должны были делиться земными благами с теми, кто совершал для них духовное служение. Имущих также учили, что вдовы и сироты имеют право пользоваться их милостью. ... Бог призывает Свой народ к принятию плана систематических пожертвований...» (там же, с. 190, 191).

Спустя несколько лет Елена Уайт продолжала писать в статье «Десятины и приношения»: «Особая система приношения десятин была основана на принципе, таком же вечном, как и Закон Божий. Эта система десятин была благословением для евреев, иначе Бог не дал бы ее им. Таким же благословением она станет и для тех, кто будет осуществлять ее до конца времени» (там же, с. 404, 405).

 

(c) 2024 ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ.