Из истории Церкви АСД

РАННИЙ ПЕРИОД развития Церкви АСД И РОЛЬ Елены Уайт

Вызвав к существованию последний период церкви, Бог своевременно посылал Свои вести через призванного вестника. Служение Е. Уайт и возникновение церкви АСД неразделимы. Невозможно полностью понять историю церкви АСД, не зная о призвании и служении пророка, посланного Богом специально для этого времени. Некоторые вести, посланные через Елену Уайт, носили личный характер. Но основная цель ее служения состояла в том, чтобы вызвать к существованию особую Церковь, особый народ. Бог не ведет людей в одиночку. Он учредил на земле Церковь как «живой храм», где каждый верующий становится «живым камнем». Елена и Джеймс Уайт играли важную роль в церкви с первых ее шагов. Они сплотили миллеритов, которые впоследствии стали субботствующими адвентистами. Джеймс Уайт, выдающийся организатор, был в числе немногих, кто, содействуя росту церкви, был в состоянии трудиться одновременно в нескольких сферах растущего адвентистского движения.

При поддержке и одобрении своего мужа Джеймса, Елена Уайт с полной посвященностью содействовала росту «малого стада», получая поддержку и водительство Божие через особые видения. Ее служение как пророка и администратора помогло новому движению за несколько десятилетий вырасти из небольшой группы верующих во всемирную Церковь. Елена и Джеймс Уайт стали основоположниками всемирного движения, но при этом не требовали признания, награды или земного комфорта.

Они, с одной стороны, помогли десяткам тысяч христиан увидеть, что Евангелие приносит духовное, социальное и физическое восстановление уже в этой жизни. С другой, следуя великому поручению Господа, готовили людей к скорому Второму пришествию Господа. На основе этих двух предпосылок они содействовали созданию и развитию всемирной миссии поддерживаемой множеством медицинских, образовательных и издательских учреждений.

Сам Господь был движущей силой всего этого движения и Он руководил им через Свою вестницу Елену Уайт. Ее свидетельства продолжают проливать свет и остались актуальными на многие годы после ее смерти.

Сама Елена Уайт никогда не считала себя лидером возникшего адвентистского движения. Она не претендовала на роль единственного вестника адвентистского движения. Главное, к чему она стремилась и к чему призывала Церковь, – это Христоподобная жизнь, которая сделает Евангелие Христа убедительным для многих людей, содействуя их обращению.

Будучи вестницей Господней, Е. Уайт часто опережала лидеров Церкви не только в теологических вопросах и их практическом применении, но также и в организационных вопросах и достижении единства.

Церковь адвентистов седьмого дня, в отличие от других миллеритов того времени (как-то: мормоны, свидетели Иеговы), невероятно быстро выросла из пост-миллеритского движения до стройной церковной организации. И это произошло в значительной степени благодаря пророческому служению Елены Уайт.

Причины такого быстрого роста состоят в следующем:

  1. Они отделили себя от других пост-миллеритских групп и сформулировали свои доктрины;
  2. они проповедовали не только Второе пришествие, но и условия нашего избавления при встрече со Христом;
  3.  эти условия были основаны как на Слове Божьем, так и на Божественном откровении, посланном через пророческое служение вестницы Господней Елены Уайт;
  4. они учредили институт церковных служителей, что также содействовало развитию движения;
  5. они развили сеть образовательных, медицинских, издательских и др. учреждений.

Без служения вестницы Божьей ни какое другое условие не могло бы способствовать возникновению развитию Церкви АСД.

Служение Е. Уайт отличалось большой широтой. С одной стороны, она развернула широкую панораму истории спасения, с другой – охватила вопросы отношения с гражданской властью, устройства жизни и быта, здоровья и образования.

Поразителен тот факт, что, не занимая никакой руководящей должности в Церкви и не имея официального образования, она дала замечательные рекомендации во всех сферах развивающейся организации.

Церковь АСД не образовалась в результате духовного кризиса в некоторой предыдущей церкви, как это произошло с другими религиозными организациями (методисты, лютеранская или пресвитерианская церкви). Церковь АСД была рождена в результате глубокого духовного пробуждения, известного как миллеритское движение. Это народ, объединенный верой в «блаженное упование» (Тита 2:13).

Руководители и члены адвентистского движения убеждены в своей миссии – приготовить мир ко Второму пришествию Господа. Стремление объединиться во всемирную «семью» исходило из вдохновенного руководства вестницы Господней. Елена и Джеймс Уайт понимали, что Церковь должна быть единой и организованной. Без объединяющей организации отношения, основанные на самых теплых чувствах, скоро могут нарушиться. В трудах Елены Уайт личная религия и религиозная организация очень ясно представлены как две стороны монеты, которую мы называем «Церковью». В ранние годы движения отсутствие церковной организации приводило к различным проблемам и разочарованиям. Некоторые служители проповедовали то, что считали необходимым. Возникали разногласия среди рассеянных групп верующих и невозможно было противостоять ереси. Из-за отсутствия организации церковные здания были оформлены на частных лиц, и иногда после их смерти эти здания переходили в собственность их неверующих родственников.

Все эти трудности стали предпосылками для создания церковной организации. Живя в таких условиях, Церковь не могла иметь будущего. В видении Бог показал Елене Уайт, что на небе существует четкий порядок, и Он желает, чтобы и на земле Его народ, объединившись в учрежденной Им церкви, жил в стройной церковной организации. При становлении церковной организации Бог своевременно посылал вести через Елену Уайт. Были организованы поместные церкви, которые затем объединились в конференции, возглавляемые Генеральной конференцией. В течение всего процесса создания церковной организации Елена Уайт была Божьим вестником, через которого Господь сопровождал становление и создание организации Церкви адвентистов седьмого дня. 

Этапы развития Церкви АСД с раннего периода до создания Генеральной Конференции

1. Вдохновение разочарованных миллеритов 1844-1845 гг.

Е. Уайт получила первое видение в декабре 1844 года. В видении ей было показано путешествие народа Божьего в Новый Иерусалим по узкой тропе. Целью этого видения было ободрить разочарованных и заверить их в том, что Бог будет вести их и дальше.

В феврале 1845 года Бог сказал Елене, что она должна настойчиво проповедовать Божьему народу посланное ей первое видение.

Следуя велению Божию, она много путешествовала, подкрепляя верующих на протяжении последующего года. Во время путешествия она встретилась с Джеймсом Уайтом, ее будущим мужем. 30 августа 1846 г. они вступили в брак и совместно продолжили служить развивающемуся движению.

  2. Период формирования основных адвентистских доктрин 1846-1850 гг.

В течение этого периода адвентистские пионеры изучали Священное Писание для утверждения в основных доктринах.

В апреле 1846 г. И. Бейтс издал трактат под названием «Седьмой день, суббота, – вечное знамение». Елена и Джеймс Уайт прочли этот трактат и приняли субботу. Когда Е. Уайт начала соблюдать субботу, по ее желанию Дж. Уайт крестил ее в 1846 г. (точная дата неизвестна).

3 апреля 1847 г. в Топшеме Е. Уайт получила видение о важности субботы, о святилище и сиянии 4-ой заповеди.

6 апреля 1846 г. было опубликовано первое видение Е. Уайт на одной странице; братья помогли собрать средства на публикацию.

В апреле 1847 г. Дж. Уайт напечатал «Слово к малому стаду» на  печатном станке, который находился у них дома.

В течение этих лет проводились «субботние конференции».

В Рокки Хилл в апреле 1848 г. с пятницы по понедельник проходила первая так называемая Генеральная конференция субботствующих адвентистов.

Апрель-ноябрь 1848 г. – проведение дальнейших Субботних конференций; на них изучался вопрос субботы и служения в небесном святилище.

Ноябрь, 1848 г. – видение, данное Е. Уайт и опровергающее утверждение брата Кука об отмене субботы.

Март, 1849 г. – видение об «открытой двери» и «запечатлении» (закрытие двери «Святого» и Открытие – в «Святое Святых»).

В этом же году Дж.Уайт начинает публикацию газеты «Истина для настоящего времени».

О периоде формирования адвентистских доктрин Е. Уайт писала:

«Многие из нашего народа не осознают, насколько прочно заложены основания нашей веры. Мой муж, а также Джозеф Бэйтс, отец Пирс, пастор (Хирам) Эдсон и другие, столь же ревностные, благородные и истинные служители Церкви, были среди тех, кто, пройдя через 1844 год, взыскали истину, как скрытое сокровище. Я встречалась с ними, и мы вместе настойчиво и горячо молились и исследовали Писание. Зачастую наши встречи продолжались до глубокой ночи, а иногда и всю ночь мы молились об обретении света свыше и вникали в Слово Божье. Вновь и вновь эти братья, собираясь вместе, изучали Библию, чтобы глубже познать ее значение и приготовиться к проповеди ее истин. Когда братья доходили до места, смысл которого им не удавалось постичь, и говорили: «Мы исчерпались», тогда Дух Господень сходил на меня, я возносилась в видении, и мне давалось ясное объяснение текстов, которые мы исследовали...» (Избранные вести, т.1, 206-207).

В завершении этого этапа она с уверенностью писала: «Теперь мы знаем, что у нас есть истина» (Письмо 30, 1850, 13 декабря 1850).

Елена и Джеймс Уайт и адвентистский пионеры посвятили много времени путешествиям и утверждению братьев в основах учения развивающегося движения.

3. Первые шаги к созданию организации 1850-1854 гг.

В 1852 году Е. Уайт получила видение относительно церковной организации (Ранние произведения, с. 97-100; Свидетельство для Церкви, т.1, с. 210-216).

Е. Уайт очень настойчиво призывала руководителей Церкви увидеть здравый смысл в организации и безотлагательно объединиться.

Уже в 1853 году Елена и Джеймс Уайт призывали общины оформлять молитвенные дома на Церковь и призывали к объединению в единую церковную организацию.

В 1853 году Джеймс Уайт на основании видения Е. Уайт опубликовал пять статей об организации Церкви. Ответ на его статьи был очень слаб. Этот призыв к организации был встречен большим сопротивлением. Для многих организация была возвращением к «Вавилону». Причиной тому было вспоминание многих об отказе официальных церквей принять призыв миллеритов. Почувствовав себя свободными после выхода из предыдущих церковных организаций, многие не хотели опять создавать организацию. Для них организация противоречила свободе Евангелия.

Было проведено не мало собраний, на которых руководители изучали необходимость и методы организации.

Собратья в Батл-Крике оказывали большую поддержку Елене и Джеймсу Уайтам в их служении. Они пригласили их переехать в Батл-Крик, чтобы положить основание издательству. Эта Церковь явилась основной Церковью, на базе которой стало организованно развиваться служение развивающейся Церкви. Елена и Джеймс Уайт приняли приглашение братьев из Батл-Крика и в 1855 г. переехали в Батл-Крик из Рочестера. 

4. Формирование церковной организации 1855-1863 гг.

С 1855 года Елена и Джеймс Уайт при поддержке братьев из Батл-Крика закладывали в этом городе основание для будущей церковной организации. Печатное слово они видели как сильное средство для распространения истины и учения развивающейся Церкви. Поэтому в эти годы было приложено много усилий для создания издательства в Батл-Крике. Но при этом на протяжении ряда лет (1857-1858 гг.) испытывались большие финансовые затруднения. Эти трудности можно было преодолеть только усилиями всей Церкви.

     А. Финансы

16 января 1859 г. было принято решение приготовить обращение ко всей Церкви о финансовых пожертвованиях. К 29 января 1859 г. обращение было приготовлено и к Церкви в Батл-Крике был обращен призыв к пожертвованию, известный как «Систиматические добровольные пожертвования».

На общецерковной конференции проходившей с 3 по 6 июня 1859 г. этот призыв о «Систематических добровольных пожертвованиях» был обращен ко всем церквам.

     Б. Первая община

13 мая 1860 г. была организована первая община в Парквилле, штат Мичиган.

     В. «Наше имя»

1 октября 1860 г. на одном из собраний руководителей Церкви было принято название церковной организации: Церковь адвентистов седьмого дня (Свидетельство для Церкви, т.1, с.223-224).

     Г. Первое издательство

1 октября 1860 г. также было организовано первое учреждение «Издательская Ассоциация АСД»

     Д. Первая конференция

6 октября 1861 г. Была образована первая Мичиганская конференция.

     Е. Создание других местных конференций

С 6 октября 1861 г. по 21 мая 1863 г. образованы восемь других конференций.

     Ж. Создание Генеральной конференции

21 мая 1863 г. образована Генеральная конференция, в которую входили 8 образованных  ранее конференций. 

Просмотрев период истории развития адвентистского движения от ее зарождения до создания Генеральной конференции Церкви адвентистов седьмого дня, мы увидели, как Бог вел Свою Церковь через вести, посылаемые через Свою вестницу. Труды Е. Уайт являются добрыми советами, как для личной христианской жизни, так и для христианских общин.

Один из критериев истинности пророка – это плоды его служения. Развитие Церкви АСД и есть тот славный плод служения пророка Церкви остатка Е. Уайт.

Вестница Господня содействовала созданию церковной организации с первых дней зарождения адвентистской Церкви. Бог посылал через нее весть, вовремя заботясь о развитии и росте Церкви как институте, который Он Сам установил. Создав Церковь, Господь продолжает и сегодня заботиться о ней как о «зенице ока», там что «врата ада не одолеют ее». Это говорит нам об актуальности этой вести сегодня. Божье водительство в прошлом является для нас гарантией того, что Он и в будущем будет вести Свой народ в адвентистской Церкви.

 

 

(c) 2024 ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ.