Парадигма великой борьбы –
«идейный ключ» адвентизма
Для Церкви Адвентистов Седьмого Дня роль Елены Уайт чрезвычайно важна. Пророческое служение Е. Уайт ее жизнь и образ мысли оказали неизгладимое влияние на формирование адвентизма. Служение Е. Уайт и история Адвентистской Церкви взаимосвязаны и неразделимы.
Уникальность ее вклада в развитие Церкви состоит не в том, что она была основоположником Адвентистского учения, но в том, что со своей вдохновенной проницательностью она повлияла на формирование доктрин. Особенность ее участия в становлении учения кроется в ее понимании темы «Великой борьбы». Тема великой борьбы стала центральной темой ее трудов. Это оказало решающее влияние на ее богословские взгляды и принципы в вопросах образования, здоровья и миссионерского служения Церкви АСД. Тема великой борьбы является основополагающей, и это помогает правильно понимать как Библию, так и труды Е. Уайт.
Некоторые адвентисты утверждают, что в 1888 году, когда было представлено учение о праведности через веру, мы открыли для себя истины реформаторов. Вместе с Хербертом Дугласом мы можем спросить: «Кого из реформаторов мы можем назвать своим богословом? Бесстрашного Лютера и отважного Калвина с их августиновскими вглядами, или Цвингли с его широким пониманием веры как трансформирующего опыта?» Все они оперировали теми же понятиями: вера, благодать, праведность, дела, грех, но давали им другие определения, что, соответственно, влияло на формирование другого богословия.
В отличие от других богословов Елена Уайт указывает на великую борьбу, как на «идейный ключ», который помогает человеку осмыслить такие сложные вопросы, как творение и возникновение жизни на земле, вопросы добра и зла, страданий и смерти. Описание основной концепции темы великой борьбы содержится в одноименной книге «Великая борьба». Великая борьба подразумевает противостояние между добром и злом в социальном, философском и политических аспектах; вселенский конфликт между Богом и сатаной; противостояние правды и лжи, тьмы и света, Христа и сатаны в жизни каждого человека.
Большинство богословских споров и напряженных отношений на богословской почве в течение последних пятидесяти лет можно было бы избежать, если бы эти спорные вопросы рассматривались в свете великой борьбы. Это позволило бы и Адвентистской церкви сохранить равновесие в своем богословии, а именно в понимании таких доктрин как праведность по вере, искупление и человеческая природа Христа.
Мы обязаны представить членам нашей Церкви панораму плана спасения через призму библейски обоснованной концепции великой борьбы, представленной в трудах Елены Уайт. Став основой веры у членов нашей церкви, понимание великой борьбы будет для них защитным барьером против антиадвентистских ложных учений.
В теме великой борьбы нуждаются не только богословы. Она помогает изменить жизнь христианина, позволяет ему получить ответы на животрепещущие вопросы: «В чем состоит суть и назначение Евангелия? На какие обвинения сатаны ответил Христос, когда Он пришел в наш мир? Какую роль играет наша преданность Богу в признании Божьей справедливости во вселенском конфликте? Какое преобразование должно произойти в Церкви до возвращения Христа?».
Возможно, многие обрели опыт, подобный моему. Я вспоминаю, что в ранние годы моего христианского роста, читая Библию и Дух пророчества, я мог ответить на большинство интересующих меня вопросов. Но при понимании отдельных вопросов я не мог сложить их в единое целое. И только когда я увидел их в контексте великой борьбы, я смог воссоздать единое целое, частью которого был каждый из ранее понятных вопросов. Тема великой борьбы является уникальной связующей богословия и основополагающим принципом. Этот принцип помогает нам примирить все кажущиеся противоречия и парадоксы и заполнить вакуум в нашем понимании.
Для искателей правды, которые до прихода в адвентистскую церковь принадлежали к другим христианским деноминациям, новое понимание истины в свете великой борьбы становится «ярким солнечным полуденным сиянием среди облачного дня». Для жаждущего истины христианина Е. Уайт оживает, становясь духовным наставником, так как ее концепция великой борьбы помогает выйти за пределы своего ограниченного понимания веры, благодати, праведности, греха и любви. С осмыслением великой борьбы наступает прозрение в понимании библейских истин. Тогда и Библия становится новой книгой...
Важность парадигмы великой борьбы состоит в том, что она способствует лучшему пониманию уникальности вести Церкви Адвентиcтов седьмого дня. Она позволяет разрешить многие на первый взгляд непонятные вопросы.
Главный вопрос великой борьбы заключается в том, кто же на самом деле прав – Бог или сатана, и кто из них может лучше управлять миром. Вселенная обретет полную безопасность лишь тогда, когда будут получены ответы на все эти вопросы. Вот почему восстановление репутации Бога, Его праведного имени – это высокая честь и главное призвание христианина. План спасения Богоцентричен, а не человекоцентричен, и восстановление Божьей репутации важнее нашего личного спасения.
«Кроме искупления человека план спасения имел и другое, не менее важное и глубокое назначение. Христос пришел на землю не только для того, чтобы обитатели маленькой планеты научились чтить Закон Божий, – план спасения должен был также перед всей Вселенной оправдать оклеветанный характер Бога. Спаситель незадолго до Своего распятия сказал: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон; и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:31-32); этими словами Христос провидчески указал на результат Своей великой жертвы, на ее огромное значение как для непадших миров, так и для человека. Смерть Христа ради искупления человека не только открыла людям путь к Небу – она должна была перед всей Вселенной оправдать действия Бога и Сына во время восстания сатаны, утвердить непреложность Закона Божьего, разоблачить сущность и последствия греха» (Патриархи и пророки, с. 47 [69]).
Тем не менее, хотя восстановлению имени Бога отводится первостепенное место, спасение человека при этом нисколько не умаляется. Напротив, поскольку в контексте великой борьбы оно поставлено в зависимость от восстановления репутации Бога, спасение человека, пойманного сатаной в ловушку греха, является средством, которое ведет к оправданию Божьего характера.
Тема великой борьбы позволяет увидеть, насколько наш мир вовлечен в противостояние между Христом и сатаной. Она раскрывает Божью стратегию, которая как раз и состоит в том, чтобы предоставить всем жителям нашей планеты возможность освобождения из плена сатаны, пытающегося приобщить людей к последствиям своего восстания. Она раскрывает важнейшую весть Евангелия: Бог непременно восстановит наш мир, как бы сильно грех его ни разрушил. Осуществление этого плана является полной гарантией безопасности для всей вселенной, включая и нашу землю. «Центральной темой Библии, вокруг которой сгруппированы другие, является план искупления, восстановление в человеческой душе Божьего образа» (Воспитание, 111 [125]). В контексте великой борьбы Божьи обетования открываются нам во всей своей глубине, даруя нам надежду. «С первого сообщения о надежде, произнесенного в Едеме, до последнего славного обетования Откровения: "“И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их” (Откр. 22:4) – сутью каждой книги и каждого абзаца Библии является раскрытие чудесной вести: человек может духовно возрастать силой Бога, «даровавшего нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1 Кор. 15:57)» (Воспитание, 111 [125]).
Елена Уайт рассматривала тему великой борьбы как основание, предпосылку и ключ к пониманию многих других тем и глубоких истин Писания. «Тот, кто проникся этой мыслью [план спасения в контексте великой борьбы], имеет перед собой множество тем для изучения. Такой человек нашел ключ, который откроет ему сокровищницу Слова Божьего» (Воспитание, 111 [125]).
Ключевыми словами в теме великой борьбы являются «освобождение» и «восстановление». Прощая наши грехи, Бог дарует нам освобождение. Освящая нас посредством силы Святого Духа, Он совершает в нас процесс восстановления Своего образа. «Религия Христа означает нечто большее, нежели простое прощение грехов; она означает удаление от нас наших грехов и заполнение образовавшейся пустоты дарами Святого Духа. Она означает Божественное освещение, радость в Боге. Она означает сердце, освобожденное от эгоизма и наполненное присутствием Христа. Когда в душе воцаряется Христос, человек обретает чистоту, свободу от греха. Слава, полнота, завершенность евангельского плана исполняются в его жизни» (Наглядные уроки Христа, с. 419-420). «Только искупление могло вернуть человеку образ его Творца, возвратить к совершенству, в котором он был сотворен, содействовать развитию его тела, ума и души так, чтобы первоначальный замысел его сотворения мог быть осуществлен. Вот цель воспитания, вот великая цель жизни» (Воспитание, с. 13 [15]). В этом и состоит главная задача искупления.
Процесс «освобождения» и «восстановления» ясно открывается в служении в святилище и роли в нем Иисуса Христа. Тема великой борьбы обогащает наше понимание учения о служении в святилище, позволяя панорамно увидеть его и по достоинству оценить. Елена Уайт придавала особую важность учению о святилище. Она видела, что только в контексте великой борьбы можно увидеть «взаимосвязанную систему истины». «Вопрос о святилище послужил ключом, который помог проникнуть в тайну разочарования 1844 года. Он открыл стройную, законченную и взаимосвязанную систему истины и доказал, что Господь руководил великим адвентистским движением, высвечивая положение народа Божьего и его обязанности» (Великая борьба, с. 423).
Всем нам необходимо отчетливо осознавать, что мы, как адвентисты, понимаем даруемое нам спасение и цель Евангелия иначе, чем другие христиане. Служение Христа в качестве Великого Первосвященника подчеркивает основную мысль обсуждаемой нами темы великой борьбы. «Те, кто верою следует за Иисусом в великой работе искупления, пользуются плодами Его посреднического служения ради них; а отвергающие свет об этом служении, конечно, не получают от него пользы» (Великая борьба, с. 430).
Богословы и пасторы, оставившие в разное время адвентистскую церковь, ушли из нее потому, что так и не смогли принять истину о том, что Иисус Христос, как Великий Первосвященник, совершает теперь служение для своего народа, живущего на земле. Их ограниченное понимание Евангелия не позволило им понять значение начавшегося в 1844 году служения Иисуса Христа в роли Великого Первосвященника, вера в которое и стала нашим основным отличием от других христиан. Они в состоянии увидеть только искупительную миссию Христа, явленную в Его жертве. Они не могут увидеть другую сторону истины – роль Христа как «всесильного Ходатая». Они отвергают ее, поскольку, в соответствии со своим ограниченным пониманием Евангелия, не видят необходимости в изменении своего характера. «Безгранична изобретательность сатаны, стремящегося отвлечь нас от главного нашего предназначения. Великий обманщик ненавидит те великие истины, которые направляют нас к искупительной Жертве и всесильному Ходатаю. Он хорошо знает, что успех зависит от того, удастся ли ему отвлечь людей от Христа и Его истины» (Великая борьба, с. 488).
Директор Центра исследования трудов Е. Уайт