Зарождение и развитие учреждений Церкви АСД

Суть  адвентистской философии служения через учреждения

С первых лет зарождения цековной организации Адвентистов Седьмого Дня церковь имела определенное видение своего служения этому миру. Помимо служения поместных общин, церковь стала открывать свои учреждения: издательские, медицинские и образовательные. Издательства способствуют донесению библейской истины приверженцам деноминации и этому миру через печатные издания. Медицинские учреждения способствуют распространению и применению здорового образа жизни, профилактике и лечению различных заболеваний. В свою очередь, образовательные учреждения способствуют, не только процессу духовного и профессионального роста личности, но и продвижению спасительной миссии – восстановлению образа Божьего в человеке. На протяжении всей истории своей деятельности в различных регионах и странах, церковь  АСД создавала свои учреждения. Таким образом, деятельность церкви через сеть церковных учреждений – это исконно адвентистская философия служения этому миру.

I. Развитие издательской деятельности в Церкви АСД

От первого трактата до издательства Adventist Review «Адвентистский вестник».

В ранние годы развития Адвентистского движения необходимо было объединить разрозненные общины и группы верующих. Немалочиснеллые служители, среди которых ведущую роль играли тогда Эллен Гармон, Джеймс Уайт и Джозеф Бейтс, не могли физически охватить всех верующих, чтобы донести до приверженцев развивающегося Адвентистского движения библейское учение. Только через печатные издания можно было достичь верующих, живущих в разных местах.

Первое время Эллен Гармон и ее друзья пытались переписывать сообщения о видениях и рассылать их по почте. Весной 1846 года содержание первого видения было отпечатано в виде небольшой листовки, обращенной к «рассеянному остатку» и распространенной в количестве 250 копий.

В этом же году Джозеф Бейтс подготовил к печати небольшой трактат The opening Heavens («Отверстые небеса»), направленный частично против так называемых спиритуалистов, учивших, будто Христос пришел в 1844 году духовно. Средства на издание трактата были пожертвованы кем-то из верующих.

В 1847 году Бейтс издал трактат о субботе и подготовил печатный обзор миллеритского движения. Весной 1847 года ведущие служители того периода, Джеймс Уайт, Эллен Уайт и Джозеф Бейтса опубликовали трактат под названием «Слово к "малому стаду"». В эту брошюру вошли описания нескольких видений Э. Уайт, комментарий на них Дж. Бейтса и некоторые статьи Джеймса Уайта.

1 ноября 1848 года на собрании в Дорчестере, штат Массачусетс, Э. Уайт видела в символическом видении, как распространение Божественной вести было представлено восходящим солнцем, сияние которого усиливалось всё больше и больше, пока не осветило всю землю. По окончании видения она обратилась к своему мужу, и сказала, что Господь желает, чтобы он начал печатать небольшой трактат, и что работа публикации истины настолько возрастёт, что озарит весь мир, подобно лучам света.

Когда на евангельских субботних конференциях (1848-1850 гг.) происходило доктринальное оформление будущей Церкви, и необходимо было доносить информацию об изученных там библейских учениях для верующих живущих в разных местах, тогда остро возникла нужда в печатных изданиях. Так, в 1849 году вышла в свет первая газета адвентистов, соблюдающих субботу, The Present Truth («Настоящая истина»). Ее тираж составил всего 1 000 экземпляров. В 1850 году наши пионеры решили издавать новую газету, которая переросла в журнал под названием Review and Sabbath Herald («Обозрение и субботний вестник»), который позже был переименован в Review and Herald («Обозрение и вестник»), а затем в Adventist Review («Адвентистский вестник»), который под этим названием выпускается до настоящего времени.

Батл-Крик – центр издательского дела на протяжении полувека.

Год 1855 стал важным временем как для семьи Уайт, так и для развития издательского дела развивающегося Адвентистского движения. В 1855 году был определен статус будущего издательства «Ревью энд Геральд». В номере от 20 февраля 1855 года Джеймс Уайт написал статью о вопросах, связанных с развитием «Ревью энд Геральд». В своей статье он писал о бедственном положении издательского дела и обращался к членам церкви и читателям за помощью. Он писал о том, что издательство не может развиваться, если только он один будет работать. Он работал 14-18 часов в сутки, что разрушительно влияло на его здоровье. Джеймс Уайт полностью посвятил свою жизнь, свое здоровье, свои силы изданию журнала «Ревью». Ему приходилось решать финансовые проблемы, помимо того, что он был издателем и единственным владельцем «Ревью».

По причине чрезмерной работы Джеймс очень сильно болел, появился кашель, потом он заболел воспалением легких, а нервная система совсем расшаталась, он очень сильно переживал о том, чтобы после своей смерти не оставить Елену расплачиваться за долги издания. Купленная земля была оформленна на имя Елены, так что она могла распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению, даже после смерти Джеймса.

Переживания Елены были не меньше, смотря на своего больного мужа, она боялась, что ее трое маленьких детей остануться без отца.  Молитвы за здоровье Джеймса возносились 3 раза в день, и Господь милостиво внимал ревностным молитвам Елены, братьев и сестер, и он стал выздоравливать.

Одной из основных проблем «Ревью» была проблема помещения. Невозможно было развивать большое издательство на уровне станка, который располагался в доме семьи Уайт. Елена и Джемс Уайт понимали, что для более масштабного развития издательства нужно что-то предпринимать.

На одной из конференций, проходившей в мае 1855 г. в Батл-Крике, Джеймс Уайт поставил вопрос о будущем равитии издательства «Ревью энд Геральд». Об этом собрании он писал: «Братья в Батл-Крике знают о нужде дела Божьего и заинтересованы в создании издательства «Ревью энд Геральд». Они имеют желание и возможность разделить с нами часть работы, которая очень изнуряет (обременяет) нас» (Ревью энд Геральд, 15 мая 1855 г.). Он писал, что в Батл-Крике есть все условия для создания издательства.

Дух Божий работал в сознании активных членов, и к 1855 году церковь созрела к решению вопросов по развитию издательства. Несколько рассудительных братьев из штата Мичиган и Вермонт были готовы разделить многочисленные обязанности по работе издательства, которые до сих пор выполнял Джеймс Уайт. В это время Елене Уайт было показано, что те, кто работают в офисе издательства, не должны быть обремененными чрезмерной работой. Они должны быть освобождены от этого бремени, чтобы улучшилось их здоровье, и ум был ясным для выполнения своих обязанностей (Рукопись 3, 1855 г.).

Братья из штатов Вермонт и Мичиган оказали сильную моральную и финансовую поддержку. К августу 1855 были решены все основные вопросы, связанные с развитием издательства. Об этом Джеймс Уайт писал в номере за 4 сентября 1855 г.: «Мы рады сообщить, что брятья из штата Мичиган радушно взяли на себя часть обязанностей издательства «Ревью энд Геральд»... Бог нашел тех, кто способен лучше выполнять бремя обязанностей в Ревью, чем мы» (Ревью энд Геральд, 4 сентября, 1855 г.).

В мае 1855 появилась прекрасная возможность переехать в Батл-Крик. С того момента как Уайты перехали в Батл-Крик, штат Мичиган, Бог не оставлял их, они чувствовали поддержку своих близких друзей, которые были готовы разделить с ними бремя и поддержать их в их нуждах.

Джеймс неоднократно предлагал братьям рассмотреть вопрос об издании, но они так ничего не предпринимали. До 1861 года Джеймс был официальным владельцем издательства и единственным рукововдителем работ, он пользовался доверием друзей, которые верили, что Джеймс сможет правильно распорядиться поступающими время от времени средствами и будет укреплять издательское предприятие. В «Обозрении» говорилось, что типография является собственностью Церкви, а Джеймс только ее официальным руководителем, но враги не сидели без дела: они обвиняли Джеймса в махинациях и делали все, чтобы уязвить его и помешать развитию дела.

Эти обстоятельства повляли на Джеймса, и он опять поднял вопрос об издательском комитете, что привело весной 1861 года к регистрации Издательской Ассоциации Церкви Адвентистов Седьмого Дня в полном соответствии с законами штата Мичиган.

Решение было принято Джеймсом и пастором из двух штатов Мичиган и Вермонт, и это был наиболее оптимальный вариант. Позже Джеймс писал:

«Мы рады сообщить вам, что служитель из Мичигана  с радостью взял на себя заботы об офисе для «Вестника». К этой осени они полностью переедут в Батл-Крик, Мичиган. Служитель из Вермонта тоже согласен открыть и в этом штате офис, но так как Мичиган считается центром, они хотели бы, чтобы пресса расположилась именно в этом штате.

«Вестник» будет выпускаться каждую неделю после того, как мы обустроимся в Батл-Крике, Мичиган. Нашим долгом и нашей привилегией будет, наконец-то, расположиться в офисе. Господь наделили других возможностью руководить «Вестником» (4 сентября 1855 г.).

В номере за 2 октября 1855 г. были опубликованы решения, принятые в связи с переездом издательства в Батл-Крик:                 

  1. Адвентистское издательство останется собственностью Церкви.
  2. Издательство переедет в Мичиган.
  3. На выбранный финансовый комитет возлагается ответственность по переезду офиса и издания «Вестника».
  4. Церковь выделит из пожертвований средства для переезда издательства.
  5. Решено создать редакторский комитет «Вестника».

Одновременно с перездом издательства Елена и Джеймс Уайт также переехали в Батл-Крик. Они поселились в маленьком коттедже, который они снимали за 1.50 доллара в неделю.

На Генеральной конференции, проходившей 16 ноября 1855 года, был избран ряд брятьев для развития дела. Освобожденный от многочисленныйх обязанностей Джеймс Уайт был избран управляющим издательства. Урию Смита выбрали на должность главного редактора, а также избрали пять корреспондентов: Ж.Н. Андрюса, Ж.Х. Ваггонера, Р.Ф. Котрелла, С. Пирса и Дж. Уайта. Для изучения финансового положения «Вестника» были назначены Генри Лион, Дэвид Ньюит и Вильям М. Смит, - все они были из Батл-Крика.

На данной конференции братья выразили особую благодарность Джеймсу Уайту за его большой вклад в издательское дело развивающейся церкви в течение многих лет. Он был отмечен как редактор, содействующий распространению света истины.

Елена Уайт писала, что дело, поначалу слабое и незаметное, стало разрастаться и укрепляться. Издательства в Мичигане и Калифорнии, а также миссии в Англии, Норвегии и Швейцарии свидетельствовали об этом росте. Вместо самой первой газеты, весь тираж которой можно было перенести в одном саквояже, наши издательства ежемесячно выпускали около ста сорока тысяч экземпляров различных периодических изданий. Рука Божья помогала процветанию и укрепелению Его дела.

Переезд Елены и Джеймса Уайт в Батл-Крик был предопределен Богом и имел историческое значение для развития молодой Адвентистской церкви. Впоследствии Батл-Крик стал центром адвентизма. Находясь в Батл-Крике, семья Уайт выполняла Божье дело, содействуя сплочению Церкви воедино, формированию учения развивающейся церкви, созданию церковной организации и церковных учреждений.

Лишь только после того, как на конференции 1860 года было принято официальное название «Адвентисты Седьмого Дня», стала создаваться официальная издательская ассоциация адвентистов. В мае 1861 года она была зарегистрирована в Батл-Крике под названием Seventh-day Adventist Publishing Association (Издательская ассоциация Адвентистов Седьмого Дня).

К концу 19 столетия адвентистское издательство в Батл-Крике стало крупнейшим в штате Мичиган. Общая площадь занимаемой издательством территории составляла около 10 тыс. квадратных метров. Типография издательства располагала самым современным по тогдашним меркам полиграфическим оборудованием. В 1885 году в издательстве работало 115 человек. Большая часть сотрудников издательство воспринимали своей труд, как часть спасительной миссии Церкви и поэтому работали добросовестно и часто сверхурочно. Быстро рос тираж выпускаемой литературы.

Поскольку адвентистская весть достигла людей различных национальностей, с 1872 года начинает выходить литература на датском, норвежском, шведском, французском, немецком и других языках.

В 1901 году Эллен Уайт предупредила администрацию издательства, что выполнение коммерческих заказов сомнительного содержания компрометирует учение Церкви АСД. Она также предупреждала издательство о намерении издать книгу Джона Келлога еретического модержания. Ее предупреждение во свете последующих событий оказалось пророческим. «Мне просто страшно открывать «Review», ибо я боюсь, что Бог очистит издательство огнем». А спустя год после этого, 30 декабря 1902 года, издательство сгорело почти дотла. Причина пожара осталась невыясненной. Расположенные через дорогу складские помещения не пострадали, и хранящийся там запас книг позволил издательству продолжить работу. Для печати периодической литературы сразу было приспособлено помещение местной церкви.

В последующие года издательство поменяло ряд помещений, и позже издательство «Review and Herald Publishing Association», расположилось в Хагерстаун, штат Мэриленд, став крупнейшим из 63 издательств, которыми располагает Церковь Адвентистов Седьмого Дня в настоящее время.

Тихоокеанская Издательская Ассоциация

Вторым по значению для Церкви Адвентистов Седьмого Дня является издательство «Pacific Press Publishing Association» («Тихоокеанская Издательская Ассоциация»). Создание этого издательства связано расширением деятельности развивающейся Церкви.

В 1968 году в штат Калифорния отправились два опытных миссионера и евангелиста, Д. Лофбого и Т. Бордо. Их евангельское служение было настолько успешним, что в 1873 году в этом штате была организована местная конференция с 700 членвми церкви. С 1872 по 1881 годы Эллен и Джеймс Уайт периодически приезжали сюда для утверждения Цекрви в этом регионе. Будучи руководителем церкви с большим опытом, основавшим издательство Ревью, Д, Уайт понимал, что для успешного развития Церкви АСД в этом регионе также необходимо создать издательсьво. В результате интенсивного труда в 1874 году была организована издательская ассоциация «Pacific Press Publishing Association» («Тихоокеанская Издательская Ассоциация»), главным редактором которой стал Джеймс Уайт. Здесь публиковалось издание газеты, а затем журнала Signs of the Time («Знамения времени»). Официально Pacific Seventh-clay Adventist Publishing Association была зарегистрирована 1 апреля 1875 года. Издательство открыло несколько филиалов, один из них в Европе – в Лондоне. С 1888 года издательство стало называться Pacific Press Publishing Company. Со временем Джеймс Уайт, стоявший у истоков создания нового издательства, передает дела по управлению своему сыну Уильяму и редактору Джозефу Ваггонеру.

Преодолевая различные трудности, издательство осуществляло свою миссию. Сегодня издательство Pacific Press Publishing Company печатает литературу на многих языках народов мира: английском, французском, немецком, греческом, итальянском, венгерском, польском, испанском, русском, украинском, корейском и многих других языках.

Южная издательская ассоциация

Третье издательство Церкви Адвентистов Седьмого Дня было организовано в связи с проповедью Адвентистской вести среди чернокожих на юге США. Эллен Уайт писала о необходимости расширения евангельской деятельности в южных штатах. По этому поводу она писала следующее письмо: «Грех лежит на нас, как на Церкви, потому что мы не сделали ничего серьезного для спасения душ среди чернокожих людей». На этот призыв откликнулся ее сын Уайт Эдсон. Со своей женой он решил посвятить себя служению среди чернокожих на юге США.

Следует заметить, что Эдсон Уайт отличался творческим воображением, и он достаточно нестандартно подошел к своей миссии. Он сам придумал так называемый «Евангельский букварь» для того, чтобы обучать грамоте чернокожих и одновременно в облегченной форме преподавать им азы евангелия. Еще более необычным был способ передвижения по югу США.

Эдсон Уайт нашел необычный способ прповеди в том регионе: он решил приобрести небольшой пароход, чтобы на нем можно было перемещаться по реке Миссисипи и ее притокам. Это позволило ему быть достаточно мобильным, проповедуя в разных регионах. Этот проект получил поддержку исполнительного комитета Генеральной Конференции как официальный церковный проект по работе среди афроамериканцев на юге США. Летом 1894 года пароход под названием The Morning Star («Утренняя звезда») отчалил от пристани в Каламазу, штат Мичиган, и отправился в долгое миссионерское путешествие.

По сути этот корабль был миссионерской станцией. На борту корабля был даже печатный станок. Так было положено начало южного издательства. Эдсон Уайт стал печатать на нем Gospel Herald («Вестник Евангелия»), в котором рассказывал о миссионерской деятельности в южных штатах. В 1898 году было учреждено Южное Миссионерское Общество. А в 1900 году полиграфическое оборудование, располагавшееся на пароходе, было установлено в здании на окраине города Нэшвилл, штата Теннесси. После того как в 1901 году на сессии ГК приняли решение о создании Южного униона, была зарегистрирована Южная издательская ассоциация, которая обеспечивала духовной литературой южные штаты. Позже, когда возникли трудности, местная конференция решила закрыть издательство. Узнав о сложившейся ситуации, Эллен Уайт написала по этому поводу письмо президенту Генеральной конференции Артуру Даниэльсу: «Над нашими сотрудниками в Нэшвилле воссияет свет. И этот свет будет распространяться благодаря служению через печатное Слово и издание книг». Вскоре положение дел в издательстве изменилрсь и уже в 1919 году Южная Издательская Ассоциация успешно совершала свое дело.

Посредством создания трех издательств было положено начало издательской деятельности в Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Сегодня Церковь АСД располагает более 60 издательствами по всему миру. В настоящее время издательства Церкви АСД печатают литературу почти на 300 языках.

 II. Становление и развитие медицинских учреждений

Среди пионеров Церкви АСД были те кто проявлял интерес к здоровому образу жизни. Один из них был бывший морскй капитан Джозеф Бейтс (1792-1872 гг.). Он питался в основном растительной и молочной пищей. Мало кто из адвентистов тогда серьезно задумывался над состянием своего здоровья.

Осенью 1848 г. Эллен Уайт в видении было показано, что табак, чай и кофе оказывают вредное влияние на здоровье человека. Тем не менне на вопросы здоровья и образа жизни адвентисты еще не придавали значения.

Только после организации Генеральной конференции АСД 21 мая 1863 года Э. Уайт получила видение о реформе здоровья. По провидению Божьему это видение она получила 6 июня 1863 года, через две недели после организации ГК.

В этом видении, прежде всего, Э. Уайт получила ответ на свою личную проблему, связанную со здоровьем мужа. Ей были открыты основные причины его болезней. Она вдруг поняла, сколько ошибок они допустили не зная принципов здорого образа жизни. Основная тема видения сводилась к тому, что долг каждого христианина – заботиться о своем здоровье и учить этому других. В видении была показана взаимосвязь между духовным и физическим здоровьем человека. Основные принципы реформы здоровья были опубликованы Э. Уайт в серии Spiritual Gifts («Духовные дары», том 4) в конце лета 1864 года.

Основные видения Эллен Уайт о реформе здоровья

В основу концепции здорового образа жизнь легли два видения:

(1) Видение от 6 июня 1863 года

6 июня 1863 года, через две недели после организации Генеральной Конференции Адвентистов Седьмого Дня, Эллен Уайт получила одно из самых знаковых видений за всю историю своего служения. В тот же день она писала: «Я видела, что мы [они с Джеймсом] должны особо заботиться о здоровье, которым наделил нас Бог, ибо наше дело еще не сделано… Я видела, что нам следует поддерживать радостный, полный надежд и умиротворения образ мысли, ибо от этого напрямую зависит наше здоровье… Чем совершеннее наше здоровье, тем совершеннее будет наш труд.

Мы не должны оставлять попечение о себе на усмотрение Бога, но заботиться о том, что Бог поручил нам блюсти и хранить. Нарушать Божии законы здоровья, а затем просить Его позаботиться о нашем самочувствии и сохранить от болезней, тогда как мы живем в прямом противоречии собственным молитвам – все это небезопасно и не имеет Божьего благоволения.

Я видела, что наш святой долг – обратить свое внимание на здоровье и призывать других к выполнению этого долга… Мы должны говорить, выступать против всякого рода неумеренности – в работе, в еде, питие, употреблении лекарств – и указывать им на великое Божье средство: вода, чистая мягкая вода для исцеления, здоровья, чистоты и удовольствия» (Рукопись 1, 1863).

(2) Видение от 25 декабря 1865 года

Второе видение о санитарной реформе: «В видении, полученном мною в Рочестере, штат Нью-Йорк, 25 декабря 1865 года мне было показано, что наш народ, соблюдающий субботу, небрежно относится к свету, который дал Бог о санитарной реформе; что нам еще предстоит великая работа и что как народ мы слишком медлительны в следовании Божьему провидению, которым Он ведет нас» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 485).

Ее видение 1865 года показало, что санитарная реформа для Адвентистов Седьмого Дня была не просто личным делом каждого, но имела социальное и евангельское значение. Это видение призывало адвентистов создать свои собственные лечебные учреждения.

Западный институт реформы здоровья

На съезде Генеральной Конференции в 1866 году Э. Уайт обратилась к делегатам с предложением создать свое медицинское учреждение. Следуя этим советам Церковь уже в этом 1866 году открыла первое медицинское учреждение Церкви АСД, Западный институт реформы здоровья. Был также зарегистрирован новый ежемесячный журнал The Health Reformer («Реформатор здоровья»).

Начало у первого оздоровительного учреждения Церкви было более чем скромным: Два доктора, два специалиста по водным процедурам, одна медицинская сестра, трое или четверо помощников и один первый больной. Однако, учреждение быстро развилось.

В 1876 году Джон Келлог стал главным врачем Западного Института реформы здоровья. Келлог расширяет материально-лечебную базу, меняет название учреждения. Теперь он называется Батл-Крикский санаторий. Он приглашает на работу новых специалистов, начинает ограничивать гидротерапевтические процедуры. Вместо этого он предлагает новые методы лечения, сочетающие традиционную терапию с новейшими разработками. Именно Келлогу принадлежит ведущая роль в воплощении в жизнь видений Э. Уайт и органичном включении в религиозное учение философии здорового образа жизни.

Медицинский центр «Райская долина»

Эллен Уайт настойчиво советовала развивать медицинское служение Церкви на западном побережье США, в частности, в Южной Калифорнии. Она постоянно подчеркивает, что в плане евангельского служения эффективнее открытие небольших санаториев здорового образа жизни в разных местах чем одного большего учреждения. Благодаря позиции Э. Уайт, в районе Нэшнл Сити (Южная Калифорния) был приобретен участок земли и здание санатория под названием «Райская долина».

Медицинский центр Лома-Линда

Когда рассмотривался вопрос создания медицинского центра Лома-Линда, у местной конференции не было необходимых средств, чтобы выкупить землю и здание, поэтому было принято решение отказаться от идеи создания центра. Но позже, когда Конференция прислушалась к советам Э. Уайт, покупатель снизил вдвое цену и церковь смогла приебрести землю и здание для медицинского центра. Так появился знаменитый университет Лома Линда, ставший ведущим образовательным учреждением и медицинским центром Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Медицинский центр в местечке Лома Линда был открыт в 1906 году с штатом из 35 человек. В 1910 году был открыт колледж медиков-евангелистов. Не все руководители Церкви поддерживали открытие нового колледжа. Но Э. Уайт убедила церковное руководство Тихоокеанского Униона и Южно-Калифорнийской Конференции в важности развития медицинского образования.

Видя своим пророческим взглядом будущее этого учреждения она писала: «Это место станет ведущим образовательным центром... Учебный процесс в Лома Линде не должен ограничиваться лишь подготовкой медицинских сестер. Здесь необходимо готовить и врачей». Об этом она заявила на специальном совещании, проведенном в Лома Линде через год после открытия с участием руководителя всемирной Церкви А. Даниэльса. Подготовка врачей для многих казалась тогда неразрешимой задачей. Но Э. Уайт утверждала, что «нам необходимо иметь собственную медицинскую школу для подготовки врачей».

Исполнительный комитет Генеральной Конференции одобрил планы Лома Линды добиваться государственного признания. Учебное заведение получило право присваивать академические степени. На вопрос руководителей церкви, следует ли Церкви создавать свое собственное медицинское образовательное учреждение, отвечающее государственным требованиям Э. Уайт ответила: «Свет, открывшийся мне, заключается в том, что мы должны создать все условия, необходимые для того, чтобы молодые люди, желающие стать врачами, могли получать серьезное образование и готовы были выдержать государственные экзамены для доказательства своей квалификации... Медицинская школа в Лома Линде должна стать учебным заведением высшего уровня».

Так на протяжении более века медицинский центр успешно развивается и служит нуждам церкви и общества. На данное время в медицинском центре Университета Лома Линда насчитывается около тысячи стационарных коек, множество центров и отделений, в которых работает более 500 врачей и специалистов. Это заведение является одним из крупнейших неонатальных и амбулаторных хирургических центров в США, а также признанным мировым лидером в области детской трансплантологии. Именно здесь в 1984 году известный во всем мире детский кардиохирург Леонард Бейли произвел первую пересадку сердца новорожденному ребенку. Каждый год здесь стационарное лечение проходят более 33 тысяч пациентов. Амбулаторно обслуживается около полумиллиона пациентов в год.

 III. Становление и развитие образовательных учреждений Церкви АСД

С первых дней своего существования Церковь Адвентистов Седьмого Дня уделяет особое внимание образованию. Церковь АСД видит образовательный процесс как процесс востановления образа Божьего в человеке. Ставя акцент на образовании, Церковь Адвентистов Седьмого Дня располагает одной из крупных в христианском мире сетью образовательных учреждений, включающей в себя все уровни образования, начиная от детского сада и кончая университетами. Церкви АСД принадлежит более 110 учебных заведений высшего профессионального образования по всему миру.

Большая роль в становлении и развитии системы образования в Церкви Адвентистов Седьмого Дня принадлежит Э. Уайт. Она проявляла серьезный интерес к тем реформам в образовании, которые имели место в обществе в середине XIX столетия. В своих трудах Э. Уайт уделяет важное место различным аспектам образования. Она подчеркивает важность развития Церковью христианского образования. В 1872 году Э. Уайт было опубликовано важное свидетельство, касающееся основных принципов настоящего христианского образования. В нем, в частности, подчеркивалась важность комплексного подхода к образованию, учитывающего физический, интеллектуальный, нравственный и духовный аспекты личности ребенка, указывалось на необходимость включения в программу физического труда, также акцентировалось внимание на соблюдении санитарно-гигиенических норм. Неоценимым трудом Э. Уайт в вопросе образования является книга Education («Образование»), вышедшая в 1903 году. В ней представлены различные вопросы, касающиеся христианского образования, показаны особенности и преимущества христианского образования, его основные цели и задачи, методологические особенности. Именно эта книга в наиболее полной степени отражает ту философию образования, которая легла в основание многочисленных учебных заведений, открытых Церковью Адвентистов Седьмого Дня по всему миру.

Развитие образования в Батл-Крике (Батл-Крикский колледж).

Первым шагом в создании школ было открытие в 1858 году в Батл-Крике адвентистской школы для детей членов местной общины. Во главе ее встал Джон Байингтон, будущий первый президент Генеральной Конференции. Ввиду сложившихся трудностей эта школа просуществовала недолго.

Дальнейшее развитие образования связано с личностью адвентистского педагога Гудллоу Белла. В 1867 году он снова открывает школу для детей.

Джеймс Уайт и Урия Смит в 1870 году создают Пасторскую образовательную ассоциацию Адвентистов Седьмого Дня. Она открылась с первыми шестидесятью служителями.

Поворотным моментом в истории становления адвентистской системы образования является 1872 год. Именно в этом году была опубликована брошюра, описывающая первое видение Э. Уайт, касающееся основных принципов образования. Э. Уайт активно советует открывать школы в поместных общинах. Тогда был создан специальный школьный комитет.

В 1872 году был открыт Батл-Крикский колледж, по сути первое учебное заведение Церкви Адвентистов Седьмого Дня.

В 1873 году комитетом ГК было вынесено решение об учреждении Адвентистского общества образования (Seventh-day Adventist Educational Society), которое занималось вопросами организации церковных школ. В конце года почти в центре Батл-Крика общество приобрело участок, на котором начали строить трехэтажное здание, способное разместить около 400 учащихся. 4 января 1875 года произошло посвящение Батл-Крикского колледжа.

Вначале Батл-Крикский колледж пошел по пути традиционного классического образования, постоянно откладывая предложения Э. Уайт о совмещение учебы с трудовым воспитанием. Лишь в 1890-е гг. изучение Библии совмещалось с трудом в учебном плане Батл-Крикского колледжа. Колледж пользовался все большей популярностью среди членов церкви и среди горожан. Число учащихся в 1881 году выросло до 500, причем пятая часть всех обучающихся в колледже не принадлежали к адвентистской Церкви.

В 1899 году колледж из Батл-Крика переезжает в сельскую местность, выкупив в районе Берриен Спрингс (штат Мичиган) более 100 гектаров добротной земли вдоль живописной реки Сент-Джозеф. Переехавший колледж получил название Emmanuel Missionary College (Миссионерский колледж Эммануила), позже переименован в Университет имени Эндрюса. Была построена ферма, открыты производственные мастерские, началась обработка земли. Все образовательные программы были перестроены таким образом, чтобы отвечать главной цели, поставленной перед учебным заведением - подготовка миссионеров.

Университет Эндрюса сегодня

Деятельность университет Эндрюса осуществляется в соответствии с видением в вопросе образования Церкви Адвентистов Седьмого Дня. С самого начала своего существования Университет Эндрюса уделял особое значение качеству преподавания и исследованиям. Университет делает большой акцент на практическом хритианстве и миссии. Ведь университет носит имя первого международного миссионера, Джона Эндрюса (1829-1883). В последние годы в Университете Эндрюса обучается 3500 студентов из более чем 100 стран мира; несколко тысяч студентов учатся в многочисленных филиалах университета, находящихся в различных странах мира. За годы своей деятельносту у университета 80000 выпускников. Сегодня университет состоит из шести факультетов, которые предоставляют брлее 200 специальностей на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

Хилдсбургский колледж

В Калифорнии, в 65 милях от Сан-Франциско, в 1882 году открылся Хилдсбургский колледж (позже Пасифик Юнион Колледж), который возглавил Браунсбергер. Опыт Батл-Крика научил Браунсбергера многому. Он решил построить теперь учебную программу так, чтобы она помимо чисто теоретической подготовки включала в себя религиозный, производственный и физический аспекты обучения. Это привело в успешному развитию этого учебного заведения.

 Колледж в Саус Ланкастер в Новой Англии

Еще одно учебное заведение (позже Атлантик Юнион колледж) в 1882 году было основано в небольшом городке Саус Ланкастер в Новой Англии. Во главе его встал также бывший руководитель Батл-Крикского колледжа Гудли Белл. Строя новое учебное заведение, Белл старался руководствоваться советами Э. Уайт. Теоретическая подготовка неразрывно была связана с практикой. Белл старался преподавать студентам знания, необходимые для поддержания здоровья, прививал любовь к труду. В частности, он ввел преподавание азов печатного дела, учил студентов ремонтировать обувь и т. д. Но превыше всего стояло изучение Библии. «Эта книга, — писал Белл, — которая стоит больше, чем все остальные, вместе взятые, заслуживает того, чтобы изучать ее не один час в неделю».

Авондейлский колледж

Благодаря пророческому видению Эллен Уайт в 1897 году в Австралии был создан Авондейлский колледж. В этом колледже была реализована философия христианского образования, предложенная Э. Уайт. Следую ее советам, этому колледжу удалось избежать в своем развитии крайностей увлеченности академизмом, с одной стороны, и пренебрежения качественным уровнем образования в угоду якобы духовности и миссионерской направленности, с другой. К сожалению, через эти крайности пришлось пройти адвентистскому колледжу в Батл-Крике. В каком-то смысле можно говорить о том, что колледж Авондейл стал своего рода образцом для всех последующих образовательных учреждений в системе образования Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Уместно перечислить ряд преимуществ данного учебного заведения, которые наиболее ярко отражали видение образовательного процесса Э. Уайт: Во-первых, это расположение на просторном участке земли в сельской местности, что позволило построить просторный кампус с перспективой последующего развития. Во-вторых, совмещение обучения и трудового воспитания учащихся. В-третьих, возможность развития производств и ферм (садоводческая, огородная, животноводческая и др.), что способствовало укреплению бюджета учебного заведения, а также оказания финансовой помощи нуждающимся студентам.

Сегодня в Авондэйл колледже обучается около 1500 студентов в трех отдельных кампусах. Один из них – это медицинский факультет при Сиднейском адвентистском госпитале. Основными факультетами учебного заведения являются богословский, педагогический и медицинский.

Продолжая свою миссию в 21 веке, Церковь АСД видит образование, как процесс восстановления образа Божьего в человеке. Учитывая преимущества образования, Церковь Адвентистов Седьмого Дня создала крупную сеть образовательных учреждений всех уровней. В настоящее время Церкви АСД принадлежит более 110 высших учебных заведений в мире. Следуя советам Духовного наследия Эллен Уайт, Церковь АСД эффективно осуществляет свою образовательную деятельность. Мы убеждены, что следуя возвышенной цели в своей образовательной деятельности – участвуя в Божественной спасительной миссии, в процессе востановления образа Божьего в человеке – адвентистское образование будет успешным и эффективным.

 

(c) 2024 ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ.