94. Зависит ли спасение несовершеннолетних
детей от веры их родителей?
Изучая материал по данной теме, исследователи не обнаружили прямого высказывания Эллен Уайт, где бы говорилось о том, что спасение несовершеннолетних детей зависит от того, исповедают ли их родители веру в Иисуса Христа.
Она много пишет о том, что родители должны прикладывать все усилия для того, чтобы их дети обратились к Христу и были спасены:
«Родители ответственны за спасение своих детей. В первые десять лет жизни детям следует обучаться дома, чтобы отец и мать были их воспитателями и учителями» (Рукописи, т. 7, с. 13).
«Родителям надо удвоить усилия по спасению своих детей. Им следует добросовестно наставлять их, не пускать на самотек их учебу и воспитание. Молодых не следует бросать на произвол судьбы, чтобы они сами учились добру и злу» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 399).
«Родители должны сотрудничать с Богом в том, чтобы прививать своим детям любовь и почтение к Нему. Они не могут расстраивать Бога больше, нежели проявляя пренебрежение к воспитанию детей в истине. Господь доверил им этих детей как священное обязательство. В каком-то смысле они заменяют своим детям Бога. Они должны делать все для спасения тех, кто слишком мал, чтобы понимать разницу между добром и злом... С добротой и нежностью родители должны воспитывать детей, культивируя каждое благое качество и подавляя любое греховное начало, развивающееся в их характере» (Знамения времени, 25 сентября 1901 г.).
В то же время Э. Уайт отмечает, что дети должны сами обратиться к Богу, а не надеяться на то, что будут спасены усилиями родителей:
«Бодрствуйте и молитесь, приобретайте личный опыт общения с Богом. Ваши родители могут учить вас, они могут стремиться направить ваши стопы на безопасный путь, но они не могут изменить ваше сердце... Тот факт, что ваши родители соблюдают субботу и повинуются истине, еще не гарантирует спасения вам. Потому что даже если бы Ной, Даниил и Иов были на земле, то и они не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души» (Христианский дом, с. 298).
Однако есть в трудах Э. Уайт цитаты, которые дают основание считать, что, пока ребенок сам не может различать добро и зло, его участь зависит от его родителей:
«Бог повелел израильтянам собрать своих детей в домах и помазать дверные косяки домов кровью закланного агнца. Это служило прообразом заклания Сына Божьего и силы Крови Его, пролитой ради спасения грешников. Так семья свидетельствовала, что принимает Христа как обетованного Искупителя и защищалась от ангела-губителя. Безоговорочно повинуясь указаниям, родители свидетельствовали о своей вере, такая вера родителей покрывала и их самих, и их детей. Они показывали свою веру в Иисуса, великую Жертву, Чья Кровь усматривалась в крови закланного агнца. Ангел-губитель проходил мимо каждого дома, на котором был такой знак. Этот символ должен был показать, что вера родителей простирается и на их детей и защищает их от ангела-губителя» (Избранные вести, т. 3, с. 314).
В письме к своей сестре, недавно похоронившей ребенка, Э. Уайт пишет:
«Ты спрашиваешь, будет ли спасен твой ребенок. Ответом тебе послужат слова Христа: „Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие” (Лк. 18:16)… Господь часто наставлял меня, что многие дети должны уйти из этого мира до времени скорби. Но мы снова увидим наших детей. Мы встретимся с ними в небесных чертогах и узнаем их. Уповай на Господа и не бойся» (Письмо 196, 1899 г.; Избранные вести, т. 2, с. 259).
Во 2-м томе книги «Избранные вести» содержится отрывок из письма, написанного Э. Уайт по поводу смерти ребенка ее родной сестры-близнеца. Необходимо отметить, что ее сестра Элизабет не приняла истину о субботе:
«Наши самые радужные надежды часто разбиваются. Смерть уносит наших родных.. Мы закрываем им глаза, подготавливаем для погребения и хороним их. Однако надежда все же укрепляет наш дух. Мы не расстаемся навеки, но встретим своих родных, почивших во Христе. Они вернутся из вражеской страны. Грядет Жизнедатель. Мириады святых ангелов сопровождают Его на пути. Он разрывает узы смерти, разбивает оковы могилы, и драгоценные пленники выходят здоровыми, сияющими бессмертной красотой.
Когда умершие младенцы выйдут возрожденными из своих могил, их сразу же примут руки матерей. Они снова встретятся, чтобы никогда больше не расставаться. Но у многих воскресших младенцев не будет матерей в новом мире; напрасно мы надеемся услышать восторженную песнь победы из их уст. Ангелы примут младенцев-сирот и проводят их к древу жизни. Иисус возлагает на их головы золотой венец света» (Избранные вести, т. 2, с. 259, 260).
Это утверждение Э. Уайт ясно говорит о том, что на небе будут дети, чьи родители туда не попали. И это единственное известное нам утверждение такого рода.
Необходимо отметить, что сама Э. Уайт писала, что нам не стоит занимать какую-либо определенную догматическую позицию по данному вопросу:
«Мы должны рассматривать этот вопрос как таковой, по которому нам не следует высказывать свое мнение или занимать определенную позицию по той простой причине, что Бог ничего определенного не сказал об этом в Своем Слове. Если бы Он полагал, что это необходимо для нас, Он бы ясно изложил этот вопрос» (Рукопись 26, 1885 г.).
В этой же рукописи она пишет:
«Я знаю, что некоторые сомневаются даже в спасении детей верующих родителей. Их смущает то, что характеры этих детей не были испытаны и что характер проверяется в испытаниях. Задают вопрос: „Как могут маленькие дети перенести эти испытания и скорби?”. Я отвечаю, что вера посвященных родителей покрывает детей, как это было тогда, когда Бог посылал Свои суды на первенцев египтян.
Некоторые родители позволяют сатане управлять их детьми. Такие дети несдержанны, но им позволяется иметь скверный нрав, быть вспыльчивыми, эгоистичными и упрямыми. Образ действий родителей определяет будущую судьбу их детей.
Я сказала брату Маттесону: „Мы не можем сказать, спасутся ли все дети неверующих родителей, потому что Бог не открыл Своего намерения в этом вопросе, и будет лучше прекратить его обсуждение, раз Бог молчит об этом, и рассуждать о темах, ясно изложенных в Его Слове”.
Это весьма деликатный вопрос. Многие неверующие родители воспитывают своих детей с большим благоразумием, чем многие из тех, кто называет себя чадом Божьим. Они много работают над своими детьми, чтобы сделать их добрыми, учтивыми, бескорыстными, научить их послушанию, и в этом неверующие проявляют большую мудрость, чем те родители, которые имеют великий свет истины, но дела которых расходятся с их верой» (Избранные вести, т. 3, с. 314, 315).
Итак, подводя итог, мы можем определить позицию Э. Уайт:
• спасение детей зависит от родителей, в частности, от того, как они воспитывают своих детей;
• дети не должны рассчитывать, что будут спасены усилиями родителей;
• вера родителей распространяется на их детей;
• на небе будут дети, чьи родители не будут спасены;
• зачастую неверующие родители воспитывают своих детей с большим усердием и мудростью, чем верующие;
• по этому вопросу нам не стоит занимать какую-либо определенную позицию, так как Бог не дал нам по этому поводу ясного откровения.