82. Должны ли мы избегать химиотерапии
и других современных медицинских
методов лечения?
Медицина фиксирует сегодня рост числа онкологических заболеваний по всему миру. Одним из средств их лечения является химиотерапия. Иногда верующие, ссылаясь на слова Эллен Уайт, отказываются от нее. В этой связи возникает вопрос — говорила ли Э. Уайт об онкологических заболеваниях и химиотерапии?
Известно, что Э. Уайт в преклонном возрасте заболела раком. У нее на лице обнаружили злокачественное образование. Ей было рекомендовано пройти курс лечения рентгеновскими лучами. Она прошла его, раковые клетки погибли, и все закончилось благополучно.
«В течение нескольких недель я лечила рентгеновскими лучами черное пятно на лбу. Я прошла курс в двадцать три сеанса, что привело к полному удалению пятна. Я очень благодарна за это» (Письмо 30, 1911 г., сыну Эдсону Уайту; Избранные вести, т. 2, с. 303).
Нужно отметить, что во времена Э. Уайт медицина не была так развита, как в наши дни. В те годы было три основных лекарственных препарата, которые назначались при различных заболеваниях, так называемая «большая тройка»: опий (опиум), каломель и нукс вомика. Сегодня известно, что эти препараты являются опасными для применения.
Опий (опиум) — сильнодействующий наркотик, получаемый из высушенного на солнце млечного сока, добываемого из недозрелых коробочек опийного мака.
Каломель — редкий минерал из класса галогенидов, хлорид ртути. Применяли в медицине как противомикробное средство для лечения воспаления роговицы и бленнорее, для профилактики венерических заболеваний, а иногда как желчегонное средство. Особенность этого препарата в том, что, попадая в кишечник, он распадается на опасные для организма вещества.
Нукс вомика (чилибуха, или рвотный орех) содержит опасный яд — стрихнин. Нукс вомика оказывает влияние на весь организм, однако наиболее сильное — на нервную, пищеварительную и кровеносную системы. После отравления у больных наблюдаются рвота и судороги. В животе возникают разного рода боли, а также запор, характерный признак которого — частые позывы к дефекации. Также отмечаются спазмы и пульсирующие боли в области печени.
Популяризируя здоровый образ жизни, принципы которого в первую очередь состояли в профилактике болезни, Э. Уайт высказывалась против такой врачебной практики и назначения подобных лекарств. Можно найти ее советы о вреде врачебной практики XIX века в Приложении к книге «Избранные вести», т. 2, с. 441–454. Некоторые из ее рекомендаций мы цитируем ниже. Относясь к таким лекарствам с опасением, она понимала их вред и то, что только крепкий организм может перенести действия подобных лекарственных ядов: «Больные, принимающие эти лекарственные яды, могут поправиться. У некоторых людей много жизненных сил, помогающих организму вывести яды и оправиться от них». Тем не менее она утверждала, что такие ядовитые лекарства «только мешают защитным силам организма выполнять свою работу.
Вся заслуга должна быть приписана восстановительной силе нашего организма», в котором еще сохранился, пусть и ослабленный, иммунитет. И даже если организм человека справлялся с ядовитыми лекарствами, «хотя больной может выздороветь, отчаянные усилия всего организма по выведению лекарственных ядов не могут не сказаться на выносливости человека, и его жизнь сокращается».
Эллен Уайт описывает вред и последствия лечения каждым из трех распространенных ядовитых препаратов в сомнительной медицинской практике.
Говоря об опиуме, она описала случай, когда «врач дал больной большую дозу опия, который, как он сказал, облегчит боль, успокоит ее нервы и поможет ей выспаться. Опий одурманил больную, она заснула, и уже ничто не могло вывести ее из этого состояния». «Этот лекарственный яд, опий, временно снимает боль, но не устраняет причину заболевания. Он только притупляет мозг, делая его неспособным реагировать на нервные импульсы. Когда мозг теряет чувствительность, нарушаются обоняние, слух и зрение. Когда опий перестает действовать и мозг приходит в себя от паралича, возвращается боль, вызванная ядом, вторгшимся в организм. Любое дополнительное лекарство, данное больному, будь это опий или какой-то другой яд, осложнит болезнь, и надежда на выздоровление уменьшится».
Эллен Уайт также описывает другой случай со слов отца, пришедшего в отчаяние от безуспешного лечения серьезно больной дочери, когда «последней надеждой врача была каломель. Какое-то время после ее приема дочь находилась между жизнью и смертью. У нее начались судороги, и, когда эти ужасные припадки прошли, мы с болью для себя обнаружили, что девочка стала плохо соображать... ноги и руки не слушались ее в результате приема сильных ядов. Еще несколько лет моя дочь прожила в тяжелых мучениях и в конце концов скончалась в страшной агонии».
В отношении эффективности такого препарата, как нукс вомика, Э. Уайт писала, что у него есть «побочное действие, ибо он разрушает нервную систему... это лекарство возбуждает и оживляет поначалу, а затем омертвляет ткани и притупляет чувствительность».
Врачи XIX века назначали сильнодействующие препараты при любых недугах, часто не осознавая, какой вред наносится организму. Предостерегая от неоправданного употребления сильных наркотических средств, Эллен Уайт призывала быть осторожными в выборе методов лечения и не спешить с их употреблением при плохом самочувствии — иногда для того, чтобы прошли неприятные симптомы недуга, нужно вести здоровый образ жизни.
Что касается современных методов лечения больных раком, то следует учесть, что в наш век медицина шагнула вперед и применяет куда более передовые методы. Если в прежние века пациенты часто умирали от лечения, то в настоящее время применяется химиотерапия. В ней также используют сильнодействующие препараты, но это лечение способствует улучшению здоровья пациентов.
Целью химиотерапии является уничтожение или по крайней мере замедление роста злокачественных клеток, по возможности с меньшим вредным действием на организм пациента. Впоследствии врачи добиваются нормализации жизнедеятельности и улучшения функций пораженных органов и систем после устранения причины заболевания.
Часто возникает вопрос, существует ли альтернатива лучевой или химиотерапии? Сегодня есть много народных целителей, которые предлагают различные природные методы — лечение соками, травами, отварами, настоями, голодом. Статистика ничего не говорит об эффективности таких методов лечения. В случае онкологического заболевания у пациента фактически нет выбора. Чтобы осталась вероятность сохранения жизни, необходимо прибегнуть к экстренным и серьезным методам лечения.
Со своим онкологическим заболеванием Э. Уайт обратилась к врачу, и был выбран лучевой метод лечения. Сегодня в зависимости от вида заболевания назначается химиотерапия или лучевая терапия, или комбинируются оба метода.
Нужно понимать, что каждый организм уникален и по-своему реагирует на заболевание и на соответствующее лечение.
Поэтому при принятии решения о лечении онкологических заболеваний следует это делать в молитве и с доверием Господу.