83. Что Эллен Уайт писала о вреде чая
и кофе, табака и спиртных напитков?
В середине XIX века чай, кофе, табак и спиртные напитки были широко распространены. Примерно в это же время адвентисты стали придавать значение вопросу о вреде употребления спиртных напитков и табака. В 1851 году Эллен Уайт получила письмо от одного человека, в котором он спрашивал, не было ли ей дано видение о вреде табака. Она ответила в письме 14 декабря того же года: «Я видела в видении, что табак — это отвратительный сорняк, и от него необходимо отказаться…».
Но спустя и пять лет после этого некоторые члены церкви все еще в том или ином виде употребляли табак. В этой связи 7 февраля 1856 года в «Ревью» была напечатана статья, в которой приводились высказывания врачей о вреде употребления табака. Ясно свою позицию против употребления табака в статье «Использование табака — грех против Бога» изложил Джон Андрюс.
Джеймс Уайт также писал о вредных привычках. Тех членов церкви, которые говорили, что не в состоянии покупать церковные издания, он спросил, тратят ли они деньги на покупку чая, кофе и табака, указывая на их вредность.
При создании церковной организации в 1861 году вместе с вопросом доверия видениям Эллен Уайт возник вопрос об употреблении членами церкви чая, кофе и табака. Никто не мог быть принят в члены церкви, если его жизнь не соответствовала доктринам церкви. Впоследствии особое значение придавалось следованию принципам здорового образа жизни (см. Ревью энд Геральд, 5 ноября 1861 г.).
После видений 1863 года и 1865 года Э. Уайт стала настойчиво учить здоровому образу жизни. Причины, которые она приводит против употребления чая и кофе, созвучны с утверждениями медицины.
«Чай и кофе производят очень быстрый эффект... нервная система возбуждается, и человеку кажется, что он взбодрился, а воображение стало богаче и ярче... Нервная система, будучи перевозбужденной, берет силы как бы взаймы из резерва. Временная активность организма сменяется депрессией и упадком сил. Ослабление организма, когда действие возбуждающего средства снижается, прямо пропорционально предшествующему временному возбуждению. Теперь требуется еще более сильный стимулятор, и так до тех пор, пока потворство прихотям аппетита не перерастает в привычку употреблять более сильные средства — такие как табак, вино, другие спиртные напитки. Чем больше вы будете потакать своим прихотям, тем труднее будет управлять ими» (Основы здорового питания, с. 427, 428).
«Чай, кофе и другие подобные напитки действуют так же, как спиртное и табак. И в некоторых случаях привычку к чаю и кофе побороть так же трудно, как заставить пьяницу отказаться от выпивки. Люди, которые пытаются отказаться от этих возбуждающих средств, некоторое время ощущают их отсутствие и страдают без них... Чай и кофе благоприятствуют тому, что постепенно развивается влечение к более сильным возбуждающим средствам, таким как табак и спиртные напитки» (Основы здорового питания, с. 430).
«Следует открыто говорить о вреде чая и кофе, а также советовать отказаться и от жирных десертов» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 134,135).
«Что касается чая и кофе, всем необходимо ясно свидетельствовать против них, никогда не употребляя эти напитки. Они являются наркотическими средствами, вредными в равной мере как для мозга, так и для других органов... Необходимо указать и на вредные последствия употребления кофе и чая. Больные должны знать, чем они могут заменить те продукты питания, которые наносят прямой вред органам пищеварения» (Основы здорового питания, с. 430, 444).
Говоря о семейной диете, Э. Уайт писала: «Мы никогда не употребляем ни чая, ни кофе. Иногда я пью настой из цветов клевера просто как согревающий напиток, но лишь немногие члены моей семьи пьют какую-либо жидкость во время еды» Основы здорового питания, с. 492).