28. Считала ли Эллен Уайт, что Церковь
АСД стала Вавилоном?
В разное время были люди, которые утверждали, что якобы в своих трудах Эллен Уайт называла Церковь АСД Вавилоном. При их внимательном исследовании можно убедиться в несправедливости подобного утверждения. Вестница Божья всегда способствовала созиданию Церкви АСД и призывала к укреплению ее единства. Но на чем основываются критики, выдвигающие подобные обвинения?
В годы становления и формирования Церкви АСД среди сторонников движения, вышедших из других протестантских деноминаций, были группы верующих, которые все еще находились в поиске истины. Среди них были те, кто остался недовольным доктринами новой конфессии и призывал к отделению от нее. В связи с этим в своей статье «Случай на Востоке» Эллен Уайт дала оценку лжеучению так называемых «реформистских движений»:«Существуют постоянно возникающие небольшие группы людей, которые считают, что Бог пребывает только среди небольшого, рассеянного народа. Своим влиянием такие люди разрушают и разъединяют то, что созидают служители Божьи» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 417, 418).
Позже, в конце 1890-х годов, стало набирать силу еще одно из подобных движений. Оно распространяло брошюру под названием «Громкий клич». В ней утверждалось, что Церковь АСД якобы отступила, и поэтому ее стали называть Вавилоном. Также был призыв к верующим выйти из него. Авторы утверждали, что именно те, кто «выйдет из Вавилона», и составят Божью Церковь Остатка. Они нашли в трудах Э. Уайт высказывания, которые, как им казалось, поддерживают их точку зрения. В качестве доказательств приводились отрывки из «Свидетельств», в которых Эллен Уайт высказала суровые обличения как в адрес церковной организации в целом, так и в адрес отдельных личностей. Такое выборочное, внеконтекстное цитирование, собранное воедино, формировало ложное представление о позиции Эллен Уайт к Церкви АСД.
В это время Э. Уайт совершала служение в Австралии, но она прочитала данную брошюру и написала ответ: «Я очень опечалилась, прочитав брошюру, изданную братом С. и его коллегами. Без моего согласия они выбрали отдельные отрывки из „Свидетельств” и поместили их в нее, чтобы доказать, что в своих произведениях я поддерживаю и одобряю занимаемую ими позицию... Пользуясь недозволенными методами, они представили людям теорию, которая несет обманчивое и разрушительное влияние...
В брошюре, опубликованной братом С. и его сторонниками, авторы обвиняют церковь Божью в том, что она является Вавилоном, и настаивают на отделении от церкви... Люди, до которых дойдет указанная брошюра, возложат ответственность за эту ложную позицию на меня, тогда как она полностью противоречит учению, сформулированному в моих произведениях, и свету, данному мне Богом. Я без колебания говорю, что люди, занимающиеся этим делом, введены в заблуждение...
В церкви есть пороки, и они останутся до конца мира... Какой бы слабой, несовершенной, нуждающейся в обличениях, предостережениях и советах ни была церковь, она дороже всего для Христа...
В мире есть только одна церковь, которая стоит в настоящее время в проломе и восстанавливает разрушенную ограду. И если кто-либо привлекает внимание мира и других церквей к этой церкви, осуждая ее и называя Вавилоном, значит, этот человек действует сообща с клеветником братьев» (Свидетельства для проповедников, с. 32, 36, 49, 50).
«Дорогой брат С., я обращаюсь к тебе по нескольким вопросам. Я не согласна с позицией, которую ты занял... Мой брат, я знаю, что ты называешь Церковь адвентистов седьмого дня Вавилоном и утверждаешь, что все, желающие спасения, должны выйти из нее. Ты не единственный человек, которого дьявол обманул в этом вопросе. В последние сорок лет один за другим появлялись люди, заявляющие, что Господь послал им ту же самую весть. Но позволь мне и тебе сказать то, что я говорила им, а именно: весть, которую ты провозглашаешь, это один из сатанинских трюков, предназначенный для того, чтобы сеять замешательство среди церквей. Мой брат, ты определенно сбился с пути. Весть второго ангела предназначалась Вавилону (церквам), провозглашая его падение и призывая людей выйти из него...
Мой брат, уча, что Церковь адвентистов седьмого дня является Вавилоном, ты не прав. Бог не поручал тебе нести эту весть... Я действительно очень огорчена тем, что внушения врага каким-то образом ввели тебя в заблуждение, потому что я знаю, что защищаемая тобой теория не является истиной. Распространяя свои идеи, ты причинишь огромный вред себе и собратьям...
У Бога есть церковь на земле, Его избранный народ, соблюдающий Его заповеди... Мы не должны думать, что избранные Божьи, старающиеся ходить в свете, представляют собой Вавилон. Вавилоном являются падшие церкви разных вероисповеданий. Вавилон способствовал развитию отравляющего учения, вина заблуждения...
Люди будут обмануты, они возвысят сатану до уровня Бога и станут боготворить его. Но вмешается Всемогущий, и отпавшим церквам, которые объединятся в возвышении сатаны, будет вынесен приговор» (Письмо, написанное из Новой Зеландии, 23 марта 1893 г.; Свидетельства для проповедников, с. 58–60).
Как мы видим, Эллен Уайт никогда не называла Церковь АСД Вавилоном. Она выступала против тех, кто распространял подобные взгляды. На протяжении своего 70-летнего служения вестница Божья проявляла о церкви заботу, в том числе своими советами, а когда нужно было, строгими обличениями. Она способствовала созиданию Церкви АСД и укреплению ее единства.