43. Запрещала ли Эллен Уайт
проповедникам цитировать
ее в своих проповедях?
По вопросу применения и цитирования трудов Эллен Уайт у нее можно найти ряд высказываний, но очень важно понять их с учетом контекста.
«С кафедры должны раздаваться слова Библии, и только Библии. Но Библию лишили ее силы, и это оборачивается низким уровнем духовной жизни. Во многих современных проповедях не ощущается Божественной силы, способной пробудить совесть и дать жизнь душе» (Пророки и цари, с. 626).
Следует обратить внимание на контекст этого отрывка. Эллен Уайт делает обзор духовного состояния народа, начиная со дней Ездры и до наших дней. Это утверждение относится не непосредственно к адвентистским проповедникам, а к христианам всех веков, подчеркивая, что они «Библию лишили силы». Автор проводит контраст между проповедованием
человеческой философии и традиций и вдохновенным Словом Божьим.
Рассмотрим еще две цитаты: «Выполняя общественную работу, не цитируйте произведения сестры Уайт и не делайте акцент на них в подтверждение своих взглядов. Это не укрепит веру в Свидетельства. Приводите свои аргументы, ясные и определенные, основанные на Слове Божьем. „Так говорит Господь” — эта фраза является самым сильным свидетельством, которое вы можете представить людям. Приучайте людей смотреть не на сестру Уайт, но на всемогущего Бога, Который дает наставления сестре Уайт» (Избранные вести, т. 3, с. 29).
«Свидетельства сестры Уайт не должны занимать центральное место. Безошибочным критерием истины является Слово Божье» (Eвангелизм, с. 256).
Эти утверждения являются обращением к служителям Церкви АСД, которые призваны объяснять доктрины, которым они учат, на основании Библии, а не трудов Э. Уайт, поскольку в Библии и так содержатся все необходимые доказательства.
Мнение о том, что в этих советах вестница Божья не позволяла цитировать с кафедры ее труды, не является верным.
Потому что если буквально следовать ее словам: «С кафедры должны раздаваться слова Библии, и только Библии», то проповедники не вправе цитировать не только труды Уайт, но и никакого другого автора. При такой логике даже собственные слова самого проповедника не являются словами Библии, и они тоже подпадают под запрет. В этом случае он должен читать с кафедры только Библию, никак не комментируя ее слова. Конечно же, Э. Уайт не имела это в виду.
Она была озабочена тем, что мнения ряда проповедников противоречили Библии. Сама же Э. Уайт всегда придерживалась принципа Sola Scriptura (только Писание), считая Священное Писание наивысшим авторитетом в разрешении вопросов.