50. Что Эллен Уайт писала
об организации питания в коммерческих
и церковных учреждениях по субботам?
«Больные в наших санаториях, точно так же, как и врачи, медсестры и обслуживающий персонал, должны питаться в субботу, как и любая другая семья, затрачивая минимальные усилия. Но наши рестораны нельзя открывать в субботу. Пусть у наших работников будет гарантия того, что в этот день они могут поклоняться Богу. Закрытые в субботу двери накладывают на ресторан Божественную печать, делая его памятником, свидетельствующим, что седьмой день — это суббота и в это время нельзя делать никакой ненужной работы» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 122).
В этом отрывке Эллен Уайт писала об организации питания в санаториях и ресторанах. При этом она делает различие между коммерческими ресторанами и столовыми в церковных учреждениях. В английском тексте используется слово «ресторан», которое было переведено на русский как «столовая». Из контекста всей главы явствует, что речь идет о работе в больших городах (в частности, в Сан-Франциско), о чем сказано: «Мы [должны] сделать все возможное со своей стороны, чтобы проводить реформу в сфере здоровья во всех больших городах».
В Сан-Франциско были адвентистские рестораны, которые, по совету Э. Уайт, служили «центрами влияния». Она пишет, что опасность заключается в том, что, упустив из виду духовную цель, эти заведения могут стать лишь успешным бизнесом, служа благополучию их владельцев. Говоря о таких ресторанах в городе, отмечается, что они по субботам должны быть закрыты.
Но когда ниже она пишет о столовых в церковных учреждениях, подчеркивается: «В наших санаториях весь состав больных, а также врачи, сестры и санитарки должны питаться в субботу, как и все люди, но с предельно небольшой затратой труда. Что же касается столовых [ресторанов], то они вообще должны быть закрыты в субботу».
В трудах Эллен Уайт даны также наставления о работе фирм и предприятий по субботам и о взаимодействии с бизнес-партнерами, которые не соблюдают субботу:
«Существует потребность в субботней реформе среди нас, желающих соблюдать святой Божий день покоя. Некоторые обсуждают свои деловые вопросы в субботу и составляют планы, но Бог смотрит на это в том же свете, как если бы они заключали реальные сделки.
Другие, хорошо знакомые с библейскими свидетельствами о том, что седьмым днем является суббота, вступают в партнерские отношения с людьми, не уважающими святой день Божьего покоя. Человек, почитающий субботу, не может позволить людям, которых нанимает на работу и которым платит зарплату, работать в субботу. Если он из соображений выгоды допускает, чтобы его неверующий партнер занимался в субботу тем бизнесом, который они вместе ведут, то он будет виновен в той же степени, что и неверующий. Его долг – разорвать такие отношения, сколько бы денег он при этом ни потерял. Людям может казаться, что они не могут позволить себе исполнять все Божьи повеления, но на самом деле они не могут позволить себе не быть послушными Ему. Люди, проявляющие небрежность в соблюдении субботы, понесут большие потери» (Евангелизм, с. 245).
Высокие принципы святости субботы и христианской праведности емко изложены в книге «Желание веков»: «Чтобы святить субботу, люди должны быть сами святы. Через веру они должны стать причастниками праведности Христа» (Желание веков, с. 283)
Для более полного изучения темы о святости и почитании субботненго дня см. Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД, т. 12, с. 359 (Заокский: Источник жизни, 2010).