53. Какие рекомендации относительно
одежды давала Эллен Уайт?
Вопросы одежды Эллен Уайт не относила к категории доктринальных и придерживалась сбалансированного отношения к фасонам и цвету одежды.
«Нет необходимости делать одежду основным вопросом вашей религии. Есть более достойные темы для разговоров... Ваша одежда не увеличивает вашей ценности в очах Божьих. Не поддерживайте людей, делающих одежду центром своей религии. Пусть каждый исследует ясное учение Священного Писания относительно простоты и приличия в одежде и добросовестным послушанием стремится стать достойным примером для мира и для новообращенных. Бог не желает, чтобы кто-либо становился совестью другого человека. Говорите о любви и смирении Иисуса и не поддерживайте братьев и сестер, выискивающих недостатки в одежде и внешнем виде других людей. Некоторым нравится заниматься этим, и, когда подворачивается подходящий случай, они начинают думать, что должны заняться исправлением церкви. Они взбираются на судейское место и, как только видят кого-либо из своих братьев или сестер, начинают выискивать предмет обсуждения. Это одно из самых эффективных средств сделаться людьми узкого мышления и карликами в духовном росте. Бог желает, чтобы такие люди сошли с судейского места, потому что Он никогда не помещал их туда» (Воспитание детей, с. 428, 429).
«Некоторые придавали первостепенное значение одежде, критикуя других за их манеру одеваться; они были готовы обвинить каждого, кто не соответствовал в точности их представлениям… Находились люди, утверждавшие, будто они посланы с вестью о запрещении изображений, и настаивавшие, что любые изображения чего бы то ни было должны быть уничтожены. Они доходили до такого абсурда, что осуждали даже часы, поскольку на них нарисованы цифры, которые также являются „изображением”» (Евангелизм, с. 215, 216).
Читая советы Эллен Уайт об одежде, следует помнить об особенностях исторического контекста. В XIX веке в моде были длинные платья, которые на талии затягивались корсетом, а подол был настолько длинным, что порой волочился по земле. Говоря о реформе в одежде, Э. Уайт выступала против такого фасона платья, поскольку оно, по ее словам, не способствовало укреплению здоровья (корсет препятствовал кровообращению) и нормам гигиены (подол собирал пыль и грязь).
«Мне были показаны три группы женщин в одежде различной длины. Длина нарядов первых соответствовала моде; их платья обременяли тело, сдерживали шаг, подметали улицу и собирали с нее всю грязь. Эти женщины, ставшие рабынями моды, выглядели слабыми и вялыми. Одежда второй группы, представленной мне, во многих отношениях была такой, какой она и должна быть. Их тела были свободны от того бремени, которое наложила мода на женщин первой группы; но, к сожалению, их платья были слишком коротки и вызывали у добрых людей неприязнь и предубеждение... Их длина была выше колена. Излишне говорить, что подобная одежда была показана мне как чересчур короткая. Женщины третьей группы прошли передо мной свободной, упругой походкой, с радостным выражением на лицах. Их одежда была надлежащей длины, скромной и практичной, ее можно было носить при любых обстоятельствах: идя по грязной улице или по тротуару, поднимаясь по лестнице или спускаясь с нее... Как я уже говорила, длина платья не была указана мне в сантиметрах... И когда встал вопрос о сантиметрах, чтобы повсюду ввести единообразие, то были выработаны определенные нормы и было признано, что подол нашей одежды должен быть на 20–25 сантиметров выше пола. Некоторые сестры носили одежду, которая была немного длиннее показанного мне образца, тогда как у других она была немного короче» (Ревью энд Геральд, 8 октября 1867 г., цит. по: Избранные вести, т. 3, с. 278, 279).
Эллен Уайт часто отмечала важность хорошего вкуса, правильного сочетания цветов и опрятности.
«Этот стиль одежды в миру непопулярен, поэтому те, кто переходят на него, должны проявить хороший вкус и опрятность» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 521).
Стиль одежды, который рекомендовался адвентистами в XIX веке, был необычным для того времени. Вместо длинного платья, которое полностью закрывало ноги, с новым покроем платья была видна нижняя часть ног, поэтому с ним некоторые стали надевать панталоны.
«Другие... к сожалению, полностью пренебрегли вкусом и опрятностью в одежде. Они не шили платье по предложенной выкройке. Часть женщин пожелали иметь комбинированный костюм — платье из одного материала, верхнюю накидку из другого, а панталоны из третьего. Кто-то слишком удлинял юбку, чтобы по возможности скрыть панталоны, — они у них опускались всего на два-три сантиметра ниже юбки и делали платье несуразным и безвкусным. Такие нелепые и неопрятные костюмы вызвали отвращение к реформе одежды у тех, кто вполне мог бы принять правильно сшитое новое платье» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 637).
Призывая своих современников к скромности и умеренности в вопросах одежды, Эллен Уайт советовала сестрам не носить одежду, которая отвечала бы последним вызовам моды. Она не рекомендовала носить короткие платья, выше колена, и так называемый американский брючный костюм, который в те дни был модным.
«Христианкам не следует привлекать к себе всеобщее внимание странной одеждой, отличающейся от одежды окружающих. Но если они, следуя своим убеждениям и долгу, будут одеваться скромно и не в ущерб собственному здоровью, вдруг отстанут от моды, им не следует менять свою одежду только для того, чтобы походить на мирянок... Если в мире появится скромная, удобная и здоровая одежда, согласующаяся с библейскими принципами, наше отношение к Богу и миру не изменится, когда и мы перейдем на этот стиль одежды» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 458, 459).