Вопросы и ответы Раздел 3

58. Что было написано относительно
ношения обручальных колец?

В начале исследования нам необходимо рассмотреть исторический контекст того времени, изучить высказывания Э. Уайт, прозвучавшие в разные периоды ее жизни. Важно обратить внимание, что сам вопрос относится к категории тех, о которых писалось чрезвычайно мало, не видя необходимости в пристальном внимании.

Первые адвентисты в большинстве своем были крайне консервативными в своих убеждениях. Многие из них, в том числе Э. Уайт, вышли из методистской церкви, в которой сурово порицались танцы, использование косметики, ношение украшений, в том числе и обручальных колец. В связи с этим становится понятно, почему основатели Церкви АСД, много лет жившие и совершавшие служение в Северной Америке, не носили колец.

Во второй половине XIX века в США стали активно прибывать эмигранты из Европы и других континентов. Эти люди привозили с собой свою культуру и обычаи, включая и ношение обручальных колец. Становясь членами адвентистской церкви, они в конце концов отказывались от этой традиции ради сохранения внутрицерковного единства. В это же время церковь стала посылать миссионеров сначала в европейские, а затем и в другие страны. На новых территориях они сталкивались с местными традициями, носящими характер социального императива, в том числе речь шла и об обязательном ношении обручальных колец супругами. Некоторые из проповедников, следуя миссионерскому опыту апостола Павла (1 Кор. 9:20–23), стали носить обручальные кольца и продолжали эту практику, возвратившись домой, что вызывало неодобрение среди собратьев.

Актуальность вопроса ношения обручальных колец возросла в последнее десятилетие XIX века. В 1892 году Эллен Уайт, находящаяся в то время в Австралии, написала письмо, в котором содержались рекомендации по этому вопросу.

Впоследствии оно было включено в книгу «Свидетельства для проповедников» в раздел под названием «Во всем необходимо практиковать экономность». В нем были такие слова: «Некоторых наших единоверцев беспокоит вопрос относительно ношения обручального кольца. Они считают, что жены наших служителей должны следовать принятому обычаю. Это необязательно. Пусть жены наших служителей имеют золотое кольцо, связывающее их с Иисусом Христом, то есть чистый, святой характер, истинную любовь, кротость и благочестие, которые являются плодами, растущими на христианском дереве, и их влияние будет распространяться всюду. Нарушение этого обычая иногда вызывает нарекание, но это не причина, чтобы принимать данный обычай. Американцы могут объяснить свою позицию, ясно заявляя, что в нашей стране этот обычай не считается обязательным. Нам не нужно носить сей знак, поскольку мы верны нашему брачному обету, а ношение кольца еще не доказательство нашей верности. Я глубоко озабочена процессом приспособляемости к мирским обычаям и моде, который, видимо, протекает в нашей среде. Не стоит тратить ни одной монеты на золотое кольцо, служащее всего лишь знаком того, что мы женаты. В странах, где этот обычай обязателен, мы ни в коем случае не осуждаем тех, кто носит обручальное кольцо. Пусть они носят его, если они делают это осознанно, но наши миссионеры не вправе считать, будто ношение кольца хоть на йоту укрепит их влияние. Если они христиане, это проявится в их христоподобном характере, в их словах и делах, в общении с другими людьми. Об этом засвидетельствует их терпение, долготерпение и доброта. Они проявят дух Господа, овладеют красотой Его характера и привлекательностью поведения, Его сердечным состраданием» (Свидетельства для проповедников, с. 180, 181).

Эти рекомендации давались, в первую очередь, австралийским членам Церкви АСД, а затем миссионерам, приехавшим из Америки, и особенно тем, кто возвращался обратно. В них автор не одобряет ношения обручальных колец, за исключением тех стран, где это социально необходимо и где христиане могут делать это со спокойной совестью. Однако Э. Уайт не приравнивала этот вопрос по значимости к Десяти заповедям, которые не допускают никаких исключений из правил в зависимости от обстоятельств. Это не тот вопрос, на который мы отвечаем «можно—нельзя», хотя он и включает в себя нравственные аспекты.

Сама Э. Уайт не приравнивала простое обручальное кольцо к ювелирным украшениям и никогда категорически не запрещала его ношение, хотя сама не носила обручального кольца.Когда Э. Уайт совершала служение в Европе, она также столкнулась с этим вопросом. В 1885 году в Базеле, Швейцария, проводилась серия встреч, на которых один из служителей церкви из Европы проповедовал о необходимой простоте в одежде. Однажды вечером он высказался против ношения украшений, в том числе и обручальных колец. Это произвело замешательство, так как в Европе обручальные кольца рассматривались скорее как знак супружеской верности. С этим вопросом обратились к Э. Уайт. Ее сын Уильям, присутствовавший на этом собрании, вспоминает ее ответ: «Она [Э. Уайт] сказала, что наши проповедники не должны настаивать на отказе от ношения обручальных колец там, где этого требует обычай в качестве знака супружеской верности».

Еще один случай связан с пребыванием Эллен Уайт в Австралии. Вместе с ней находился Уильям, который к тому времени уже был вдовцом. Находясь там, он встретил Мэй Ласей и решил жениться на ней. Она была англичанкой, рожденной в Индии, но образование получила в Британии, а в то время жила в Тасмании. Во всех этих странах ношение колец не только принималось как должное, но требовалось в качестве знака супружеской верности. Понимая, что могут возникнуть разногласия, Мэй обратилась за советом к своей будущей свекрови, Э. Уайт. Позднее Мэй написала Уильяму: «Она [Э. Уайт] говорит, что у нее нет возражений против того, чтобы у меня было обручальное кольцо». Во время обряда их бракосочетания была совершена церемония обмена кольцами.

Э. Уайт в целом не одобряла ношения украшений, всегда рекомендовала христианам практиковать достойную простоту и экономность. Тем не менее она не запрещала ношения обручальных колец, лишь рекомендуя, где это возможно, отказываться от такой практики. Ее слова основывались на библейском указании украшать себя добрыми делами, а не золотом. Она заботилась о том влиянии, которое оказывало ношение колец на окружающих, о разумной трате столь необходимых для развития церкви и помощи нуждающимся средств. Однако, повторимся, она призывала не оказывать на людей давления, требуя отказаться от практики ношения обручальных колец.

В 1906 году Уильям Уайт получил письмо от одного члена церкви из Мичигана, сомневающегося в том, может ли человек, носящий обручальное кольцо, быть служителем. Он ответил автору письма: «Проповедуя Евангелие, мы всегда должны говорить о принципах простоты в одежде, но нам не следует думать, что церковь должна налагать взыскания на тех, кто носит обручальные кольца... Я встречал очень посвященных и искренних людей, носящих обручальные кольца, позолоченные часы или золотые цепочки, и я не чувствовал необходимости сказать им: „Снимите это!”» (Письмо У. Уайта М. У. Кроузеру от 30 декабря 1906 года).

Обсуждая вопрос ношения обручальных колец, мы должны принимать во внимание обстоятельства каждого отдельного случая и его мотивацию. По словам Э. Уайт, каждый человек вправе определять свою жизненную позицию по этим вопросам в соответствии с велением своей совести. 

(c) 2024 ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ.