54. Какие рекомендации давала Эллен Уайт
относительно женской и мужской одежды?
Вопрос ношения женщинами брюк является одним из часто задаваемых и обсуждаемых. Противники такой практики оправдывают свою позицию своим толкованием библейского текста Втор. 22:5 и словами Э. Уайт. Для ответа на этот вопрос необходимо детальное исследование используемых цитат.
Эллен Уайт пишет: «Так называемые реформаторы одежды предлагают еще один стиль, который максимально приближает женщин к мужчинам. Они носят кепки, брюки, жилеты, пиджаки и ботинки. Последние, впрочем, являются наибоее практичной частью костюма. Женщины, переходящие на такой стиль одежды и защищающие его, доводят так называемую реформу одежды до нежелательных крайностей. В результате произойдет замешательство. Часть тех, кто переходит на этот костюм, возможно, руководствуются правильными взглядами в вопросе здоровья, но они смогли бы принести гораздо больше пользы, если бы не доводили вопрос одежды до таких крайностей. При подобном стиле одежды Божий порядок меняется на противоположный, и Его специальные указания пренебрегаются. Текст во Втор. 22:5 гласит:
„На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие”. Бог не желает, чтобы Его дочери переходили на мужской стиль одежды. Это вызывающее одеяние совсем не подходит скромным, смиренным женщинам, называющим себя последовательницами Христа. Все, кто настаивает на устранении различий между женским и мужским платьем, легкомысленно относятся к Божьим запретам. Крайняя точка зрения, которую отстаивают в этом вопросе иные реформаторы одежды, ослабляет их влияние... Если оба пола будут носить одинаковую одежду, это вызовет замешательство в обществе и рост преступности» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 459, 460).
Необходимо ознакомиться с «Библейским комментарием Церкви АСД» на Втор. 22:5.
«Вероятно, этот текст относится к языческим обычаям — достаточно распространенным и сейчас в некоторых странах — подражать противоположному полу с безнравственными целями. Мужчины переодевались в женскую одежду, соответственно себя вели и предлагали свои тела для аморального использования... Бог создал мужчину и женщину, и необходимо сохранять это различие. Низкие идеалы рождают желание свести это различие к минимуму, что, в свою очередь, содействует безнравственности» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1030).
В данном стихе речь идет о том, что Бог запретил мужчине изображать из себя женщину, а женщине — мужчину. Господь также запретил однополые сексуальные отношения. А так как эти проявления находят свое воплощение в том числе и в манере одеваться (что в первую очередь обращает на себя внимание), то об этом идет речь в запрете. Необходимость различия в мужской и женской одежде касается самоидентификации полов. Э. Уайт пишет о том, что такая манера одеваться приводит общество в замешательство и вызывает рост преступности. Очевидно, что и сама вестница Божья, ссылаясь на текст Втор. 22:5, пишет о смене пола. Но запрещалось не само ношение женщинами брюк, жакетов, кепок и того подобного, а имитация женщинами мужского поведения. И хотя Э. Уайт признает, что носящие такой костюм могут руководствоваться правильными взглядами (см. вышеприведенную цитату), на тот момент явление вызывало такую негативную реакцию общества, что необходимо было отказаться от этого как от крайности.
Сегодня женские брюки (безусловно, речь не идет о чрезмерно обтягивающих фасонах) давно стали привычной частью гардероба современной женщины. Они не вызывают никаких нареканий или излишнего внимания, не производят впечатления имитации другого пола. Наша церковь придерживается мнения, что ношение их в соответствующих обстоятельствах не запрещается.
Такая одежда уместна во время спортивных игр, отдыха на природе, поездок, занятий домашними делами и т. д. Вопрос одежды необходимо решать в соответствии с обстоятельствами (местом, временем, окружением, фасоном одежды, состоянием здоровья и т. д.), руководствуясь библейскими принципами и принципами, изложенными в трудах Э. Уайт.
Стоит отметить, что во второй половине XIX—начале XX века начало свое развитие феминистское движение, которое внесло свой вклад в нивелирование различия между мужчинами и женщинами.
В частности, Э. Уайт писала: «Не следует неверующим давать повод поносить истину... Некоторые из верующих в истину полагают, что для здоровья сестер было бы лучше носить американский костюм, но если такая манера одеваться ослабляет наше влияние среди неверующих и закрывает для нас доступ к их сердцам, нам ни в коем случае не следует носить подобное платье, даже если из-за этого нам придется отказаться от личных удобств... Среди женщин растет стремление своей одеждой и видом, насколько это возможно, походить на противоположный пол и одеваться подобно мужчинам, но Бог называет это мерзостью. „Чтобы также и жены [содержали себя], в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием...” (1 Тим. 2:9). Те, кто чувствует побуждение присоединиться к движению за права женщин и за так называемую „реформу одежды”, вероятнее всего, порвут все отношения с вестью третьего ангела» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 421, 422).
Подход к вопросам одежды со стороны Э. Уайт может быть примером для сегодняшних христиан, ведь понятия о приемлемой, модной одежде в обществе изменились. Не все, что в то время считалось модным, сегодня является таковым.
Можно выделить несколько принципов: соответствие одежды обстоятельствам; ее скромность, простота, удобство и чистота; необходимость избегать крайностей. Одежда не должна вредить здоровью; не должна вызывать раздражение окружающих людей, провоцировать их на неподобающее суждение о нас. Она не должна быть ни старомодной, ни ультрамодной. Также должно быть различие в мужской и женской одежде.