Вопросы и ответы Раздел 2

Считала ли Эллен Уайт, что члены церкви могут не возвращать свои десятины, мотивируя их неверным распределением в церкви?


     На протяжении веков христиане основывали учение о принесении «десятин» на библейском повествовании об Аврааме, который впервые принес «десятину» Мелхиседеку, царю Салимскому, священнику Бога всевышнего (Быт. 14:18). И на протяжении многих веков дети Божьи обоснованно задаются вопросом: «Каким образом приносить Богу свои десятины, и как они должны использоваться?».

     На страницах Ветхого Завета находятся ясные указания относительно принесения десятин. В свою очередь Новый Завет не вносит изменений, а утверждает ветхозаветное постановление о десятинах. Позиция Церкви АСД относительно принесения десятин основана на библейских принципах Ветхого Завета и на истории их применения в христианской Церкви. Кроме того, библейские принципы принесения десятин всесторонне освещены в трудах Елены Уайт. Следуя этим принципам, адвентисты седьмого дня обретают благословение.

     Труды Духа Пророчества отвечают на различные вопросы, связанные с принесением и использованием десятин. Возникающие вопросы можно объединить в два основных:

1. Что Елена Уайт говорит о потребностях, на которые могут быть направлены десятины, и на какие нужды непозволительно их использовать?

2. Что Елена Уайт говорит о самостоятельном распределении десятин, и прибегала ли она сама к подобной практике?

     Отвечая на эти вопросы, мы коснемся двух аспектов данной проблемы: (1) возвращение и удержание десятин, (2) распределение десятин и пожертвований, а также рассмотрим письмо доктору Ватсону.

 

          I. Удержанные или присвоенные десятины

     Рассмотрим, насколько обоснованной может быть причина, по которой члены Церкви могут не приносить дасятины. Пожалуй, одной из наиболее распространенных причин, по которой некотрые члены Церкви не возвращают десятины, является мнение, что церковные средства неверно распределяются и используются. С этими же проблемами мы сталкиваемся и в наши дни.

        Так, во дни Елены Уайт церковь сталкивалась с тремя проблемами относительно десятин и приношений:

      1. Некоторые лидеры церковного руководства единолично решали, куда лучше направить доверенные им средства. Вместо того, чтобы направить средства на нужды, указанные жертвующими, деньги были использованы на другие проекты Церкви.

          2. Иногда некоторые члены Церкви удерживали десятины, полностью или частично, используя их для покрытия своих домашних расходов, связанных с непредвиденными обстоятельствами.

          3. Иногда члены церкви считали, что они, а не работники конференции могут выбирать проекты, на которые должны быть направлены десятины.

         Елена Уайт не одобряла ни одно из этих трех неправильных пониманий и нарушений в принесении десятин. И то, что она говорила в ее дни, должно быть сказано сегодня снова.

       Исследуя различные высказывания Елены Уайт по этой теме, мы видим, что она отмечает три особых вопроса, в свойственной ей прямолинейной манере.

  

          1. Бог благословляет дарителя.

     В 1870 г. Елена Уайт сделала следующее замечание руководителям Церкви относительно средств, которые были неверно использованы: «Однако пожертвованные таким образом средства не всегда используются в соответствии с пожеланиями самоотверженных дарителей. Алчные, корыстные люди, сами не имеющие духа самоотречения и пожертвования, недобросовестно обращаются со средствами, которые были таким образом пожертвованы в сокровищницу» (Свидетельства для Церкви: В 9 т. Т. 2, с. 518).

        Несмотря на это нарушение, Елена Уайт поддерживала жертвующих следующими словами: «Самоотверженные и преданные Богу люди, возвращающие Ему то, что принадлежит Ему по праву, получат награду по делам своим. Даже если пожертвованные средства были использованы неправильно и не выполнили цели, которую преследовал даритель – прославление Бога и спасение душ, - те, кто пожертвовал в искренности души, устремив взор на славу Божью, все равно не потеряют своей награды» (Там же, с. 519).

      Какими воодушевляющими, должно быть, были эти слова для тех членов Церкви, средства которых не всегда были направляемы туда, куда они их направляли! К счастью, сегодня у нас меньше опасности встретиться с подобной ситуацией, потому что ясные, четкие правила требуют направлять средства точно по назначению (по желанию жертвующего) и церковная служба контроля (аудиторы) – на всех уровнях – постоянно внимательно контролирует эти действия.

       Означает ли это, что если мои средства использованы неверно, я не должен жаловаться, потому что я в любом случае получу мое благословение? Нет, согласно словам Е. Уайт, это вовсе не так.

 

          2. Предъявление претензий по нужному адресу.

     Елена Уайт указала на долг членов Церкви, когда они чувствуют, что их десятины и приношения используются неверно. «Некоторые высказывали свое неудовлетворение и говорили: «Я не собираюсь больше возвращать десятины, так как не уверен, что дело совершается должным образом». Но станете ли вы обкрадывать Бога из-за того, что работа, по вашему мнению, ведется неверно? Ясно, открыто, в праведном духе и по нужному адресу выскажите свои претензии. Изложите свои предложения относительно того, как бы вы хотели все упорядочить, но не отстраняйтесь от дела Божьего на том основании, что другие поступают неверно» (Уайт Е. Указ. соч. Т. 9, с. 249).

     Елена Уайт не советовала хранить молчание, но после того как она сказала членам Церкви «выскажите свои претензии», она говорит конкретно о том, как это надо делать:

     - «Ясно и открыто». Не косвенными высказываниями, не темными намеками на таинственные ошибки, слишком ужасные, чтобы о них говорить открыто. Не говорить: «Если бы ты знал, что мне известно» и т.д.

    - «В праведном духе». Критицизм может быть конструктивным и деструктивным. Елена Уайт всегда ратовала за первый. Часто основным моментом является не что сделано, а как сделано.

     - «По нужному адресу». В Евангелии от Матфея 18 гл. Иисус отметил, что когда у нас есть жалоба на нашего брата в Церкви, мы должны пойти к нему и поговорить с ним наедине с желанием улучшить ситуацию. Если эта попытка не удалась, мы должны пойти снова, с еще одним или двумя христианами – свидетелями. Если и это не помогло, тогда – и только тогда – скажи об этом Церкви.

     Называя этот Христов «рецепт», Елена Уайт говорит, что мы должны использовать его «во всех случаях и при всех обстоятельствах». И в процессе его использования, мы «не должны делать грех предметом осуджений или критики. Даже и тогда, когда грех станет известен всей Церкви, мы не должны распространяться о нем» (Желание веков, с. 441).

 
          3. Десятины не должны быть присвоены или удержаны.

     Вероятно, может возникнуть вопрос: «Разве не могут условия сложиться так, что члены церкви могут возвращать десятины по своему усмотрению?». Ответ на этот вопрос довольно ясен – Елена Уайт никогда не говорила о такой возможности.

     Во дни Елены Уайт некоторые члены Церкви либо не возвращали своих десятин, либо направляли их на осуществление некоторых проектов по своему усмотрению. Они это делали по причине того, что, по их мнению, конференция неверно использовала средства или содержала недостойных служителей. Елена Уайт никоим образом не одобряла подобного отношения к десятине. По этому поводу в 1909 году она писала: «Пусть никто не считает себя свободным удерживать десятины, и использовать их по своему рассуждению. Люди не вправе использовать десятины для себя в каких-то критических ситуациях или же направлять эти средства туда, куда они сами считают нужным, даже если они считают это делом Божьим...

    Мне была дана очень ясная и определенная весть для нашего народа. Я обязана сказать, что ошибку совершают направляющие десятины на разные проекты, которые, будучи хороши сами по себе, не являются тем, на что, как сказал Господь, должны идти десятины» (Свидетельства для Церкви: В 9 т. Т. 9, с. 248).

 
          II. Распределение десятин и пожертвований

          Верное и неверное использование десятин

     Рассмотрим, что Елена Уайт писала о верном и неверном использовании десятин. Вестница Божья не оставляет сомнений относительно того, на что должны быть использованы десятины.

 

     А. Неверное использование десятин:

  • Забота о бедных, больных и престарелых (Советы по управлению ресурсами, с. 103).
  • Образование достойных и нуждающихся студентов (Рукописи: В 10 т. Т. 1, с. 193, 194).
  • Текущие расходы учебных заведений (Свидетельства для Церкви: В 9 т. Т. 8, с. 248-250).
  • Заработная плата и расходы литературных евангелистов (Там же).
  • Расходы местной церкви (Советы по управлению ресурсами, с. 103;Свидетельства для Церкви: В 9 т. Т. 9, с. 248; Рукописи: В 10 т. Т. 1, с. 191).

 

     Б. Верное использование десятин:

  • Заработная плата и расходы служителей и библейских инструкторов (Евангелизм, с. 492).
  • Заработная плата и расходы библейских учителей в наших учебных заведениях (Свидетельства для Церкви: В 9 т. Т. 6, с. 215).
  • Заработная плата и расходы служителей-медицинских работников (Медицинское служение, с. 245).
  • Пенсионные расходы для работников Евангелия (Рукописи: В 10 т. Т. 1, с. 189).
  • Нуждающиеся миссионерские поля, в Сев. Америке и за рубежом (Там же, с. 192).

 

          Использование десятин для содержания служителей

     Учитывая, что десятины должны использоваться на содержание «служителей», целесообразно ответить на вопрос «Кто такие «служители»? Часто этот «титул» имеет очень широкое применение и не всегда относится к той категории служителей, которые должны содержаться на церковные средства.

      По пониманию Елены Уайт, «служители» – это те, кто направлены конференцией или другой церковной организацией для выполнения церковной работы, кому выданы удостоверения служителя и кто рукоположены на служение. Эта категория также включает женщин – библейских работников, совершающих служение под руководством конференции.

 

         «Принесите все десятины в дом хранилища»

     Пророк Малахия призывает быть верными в принесении десятин, чтобы в доме Божием «была пища». Что является этим «домом-хранилищем» и «сокровищницей»? Есть только одно «хранилище», и это должна быть сама организация Церкви. Это включает каждую местную и унионную конференцию, а также Генеральную конференцию, включающую дивизионные организации по всему миру. Это – три уровня организации, в которых специально избранные комитеты решают, как использовать десятины наилучшим образом. Относительно церковной сокровищницы Елена Уайт писала: «Многие президенты местных конференций не уделяют внимания тому, что является их прямой обязанностью, то есть не следят за тем, чтобы дьяконы и пасторы Церквей выполняли свою работу, и чтобы в сокровищницу приносилась верная десятина» (Свидетельства для проповедников, с. 305).

 

          Что такое приношения?

     Бог осуждает Свой народ за то, что он обкрадывает Его в двух финансовых категориях: «десятинах» и «приношениях» (Мал. 3:8). Знаменательно, Он наставляет Свой народ принести в дом все десятины, но не обязательно все приношения. В обращении с нашими приношениями, в отличие от десятин, Бог позволяет нам самим решать, куда мы направим наши приношения. Он позволяет нам решать, сколько мы дадим и как и куда мы направим свои приношения.

     Наши приношения могут быть направлены на одно или несколько важных предприятий: например, на текущие расходы местной Церкви и церковной школы, на специальные проекты местной конференции, в бюджет всемирной Церкви, в различные церковные учебные заведения, радио и телевизионные программы, в места бедствий и голода и служение обществу. Эти приношения могут быть направлены через поместную Церковь или же отправлены лично на конкретно избранную программу. 

 

           III. Письмо доктору Ватсону

      В письме, написанном 22 января 1905 года пастору Ватсону, президенту местной конференции, Елена Уайт выразила свои советы и предостережения относительно использования десятины, а также причины, обусловившие ее личную практику относительно десятин. Прежде, чем обратиться к письму, обратим внимание на исторический контекст этого письма.

     Работа Божья на юге США среди чернокожих развивалась довольно медленно. Экономическое положение в этой части страны было очень низким, Церковь состояла из небольших групп, которые были рассеяны в разных местах. Одной из причин слабого роста и развития церкви было тяжелое финансовое положение Церкви в этом регионе. Южное миссионерское общество, совершавшее работу среди чернокожих, в сравнении с огромными нуждами той части страны получало небольшую финансовую помощь. Миссионеры чувствовали себя пренебреженными. Множество людей пребывали в духовном мраке, они не были достигнуты Евангелием, их нужды не были поняты Церковью.

      Из письма, написанного пастору Ватсону, мы узнаем, что Е. Уайт иногда некоторые свои десятины направляла на определенные проекты или кому-либо лично. Но это было исключением, а не принципом Е. Уайт. Описывая обыкновение Е.Уайт платить десятины, ее сын, Уильям писал в последние годы ее жизни:

     «В течение большого периода времени, с тех пор, как я стал сотрудничать с моей матерью в работе в 1881 году, вся десятина была оплачиваема с ее зарплаты казначею конференции» (Уайт Е. Ранние годы в Элмсхевене(1900-1905), с. 393).

     Тем не менее были некоторые исключения из этого правила. Иногда Е. Уайт давала некоторую часть своих десятин непосредственно адвентистским служителям, которые были в крайней нужде. Почему она делала это, несмотря на то, что ее постоянные советы другим были – возвращать десятину через церковную казну?

 

          Особое служение, совершаемое Еленой Уайт

    Одно из божественных поручений Е. Уайт имело отношение к тому, чтобы помогать пожилым служителям, которые уже не работали и не получали зарплату. Она утверждала: «Мне было поручено не пренебрегать и не проходить мимо тех, кто поступали несправедливо... Если я вижу что те, кому доверяют, пренебрегают пожилыми служителями, я должна представлять тех, чей долг – заботиться о таковых. Служители, которые верно делали свое дело, не должны быть забываемы или пренебрегаемы, когда они становятся слабы здоровьем» (Избранные вести: В 3 т. Т. 1, с. 33).

    Эти слова были написаны в 1906 году, за 5 лет до того, как наша Церковь установила порядок о выплате пенсий служителям, задолго до того, как правительство США издало постановление о пенсионном обеспечении американцам-пенсионерам (Акт о социальном обеспечении от 1935 г.).

      Сегодня работники Церкви не только в США, но также и во многих других странах мира, будучи на пенсии, могуть жить хоть с некоторой поддержкой от церковной и государственной пенсии вместе взятых. Но до 1911 года, когда служители уходили на пенсию, их доходы прекращались. Некоторые из них становились нищими. А были и такие, которые были нищими еще до ухода на пенсию.

    Когда критические случаи о доведенных до нищеты служителях становились известными Е. Уайт, она в первую очередь связывалась с руководством конференции. Обычно этого было достаточно, и помощь нуждающимся поступала. Но иногда были проблемы, в частности в Южных штатах, где денег всегда не хватало, а иногда и вовсе не было. В таких случаях Е. Уайт оказывала помощь, используя часть своих собственных десятин, иногда и десятин, которые члены церкви поручали ей.

   В течение многих лет Е. Уайт несла на себе тяжелое бремя за работу на юге. Ее сын, Эдсон Уайт, разделял с ней это бремя. C благословения администрации Генеральной конференции в 1895 году Эдсон основал Южное миссионерское общество. Это общество способствовало развитию работы большей частью среди африкано-американцев в Южных штатах. Елена Уайт в то время сделала личные воззвания к членам Церкви о помощи этим бедствующим нуждающимся почтенным работникам.

 

           Случай, имевший место в Колорадо

     В 1904 году, когда финансовая ситуация на Юге все больше обострялась, В. О. Палмер, полевой представитель Южного миссионерского общества, приехал в Колорадо, чтобы просить о помощи в Церквях. Одна община собрала около 400 долларов, частью этих денег были десятины. Все признали эти действия неверными. Конференция Колорадо увидела эти действия неверными и достойными порицания, и ее президент был готов строго обойтись со злополучными самозваными нарушителями на его поле.

     Исследуя детали этого положения, 22 января 1905 года Е. Уайт, которая была в Калифорнии, Маунтин Вью, написала письмо, которое сегодня известно как «Письмо Ватсону».

     Это письмо сегодня используется некоторыми независимыми служителями для оправдания их сборов и принятия ими десятин от членов своих Церквей. Выдержки иногда публикуются, но письмо не всегда публикуется полностью, поскольку оно не одобряет подобных действий. Например, в изданной версии письма была исключена та часть, в которой говорилось: «Я бы не советовала, чтобы кто-нибудь начал практиковать – собирать (накапливать) деньги десятин».

 

     Приводим полное содержание этого письма:

 

Маунтин Вью, Калифорния

22 января, 1905 г.

 

       Уважаемый Ватсон:

     Мой брат, я хотела бы сказать тебе, будь осторожен в том, что ты делаешь. Ты делаешь это неразумно. Чем меньше ты будешь говорить о десятине, которая была выделена для наиболее нуждающихся и наиболее трудных полей в мире, тем более благоразумным ты будешь.

      Мне было показано в течение многих лет, что моя десятина должна была быть выделена мною для помощи белым и чернокожим служителям, которые были пренебрежены и не получали достаточной помощи для содержания своих семей. Когда мое внимание было привлечено к пожилым служителям, белым или чернокожим, это было моим особым долгом – вникать в их потребности и удовлетворять их нужды. Это было моей особой работой, и я делала это в нескольких случаях.

       Никто не имеет права разглашать этот факт как основание для неоправданного и неверного использования десятин.

     Говоря о нашей работе среди темнокожих на Юге, нужно сказать, что это поле было обкрадываемо и до сих пор обкрадывается в средствах, которые должны поступать для работников, совершающих труд в этом регионе. Если были случаи, когда наши сестры выделяли свои десятины для того, чтобы поддержать служителей, работающих среди темнокожих на Юге, пусть каждый, если он мудр, промолчит.

     Я сама выделяла свою десятину на самые большие нужды, которые становились мне известны. Мне было повелено делать это; и поскольку деньги не были утаены из Господней сокровищницы, это не вопрос для критики/для обсуждений, поскольку это вынудит меня рассказать об этом (сделать известными эти вопросы), чего я не хочу делать, потому что это – не самое лучшее.

     Некоторые нужды были известны мне на протяжении многих лет, и я удовлетворяла эти нужды из десятины, как повелел мне Бог. И если кто-нибудь спросит меня: «Сестра Уайт, ты можешь взять мою десятину и направить туда, где, тебе известно, есть большая нужда? Я скажу: «Да, я сделаю это». И я делала это. Я хвалила тех сестер, которые выделяли свои десятины туда, где нужды были наиболее велики, чтобы помочь сделать несделанную работу.

     Если этот вопрос предается огласке, то станет известно то, о чем лучше не говорить. Я не боюсь, если станет известно о той работе, которую Господь повелел совершать мне, а также другим.

      Я представляю этот вопрос вам, чтобы вы не допустили ошибки. Все зависит от обстоятельств. Я бы не советовала, чтобы кто-нибудь стал практиковать сбор десятин. Но на протяжении многих лет были и есть сейчас личности, которые потеряли доверие к распределению десятин. Они передавали свои десятины мне, и говорили мне, что если я не распределю их деньги, они сами отдадут их для семей самых нудающихся служителей, которых они только смогут найти. Я получала у них деньги, давала расписку за них, и сообщала им, как они были распределены.

     Я пишу вам это, чтобы вы сохраняли спокойствие, не волновались и не выносили его на публичное выяснение, чтобы как можно меньше людей следовали их примеру.                                  

                                                                                                                                                                                                                                      Подпись /Елена Уайт/

 

      А теперь сделаем некоторые выводы из этого необычного случая в истории нашей Церкви:

      1. Елена Уайт получила прямое повеление Божье оказать помощь определенным служителям, чернокожим и белым, находящимся в большой нужде.

     2. Первым делом Е. Уайт сообщала конференции о существующих нуждах. Только в случае если они не отвечали, она приступала к действиям, оказывая неотложную помощь.

      3. Деньги были потрачены на оказание помощи нуждающимся служителям – не для текущих нужд учреждений, печати литературы и так далее.

    4. Сегодня в США или во многих других странах мира нет такой тяжелой финансовой ситуации, которая была до 1911 года. Существующие сегодня пенсионные фонды не существовали тогда, когда она писала это письмо.

    5. В каждом абзаце ее письма есть, по крайней мере, одно предложение, в котором она особым образом побуждала брата Ватсона не разглашать эту ситуацию. Это было ее особым служением, порученным ей Богом. Она опасалась, что если члены Церкви станут по своему усмотрению распределять десятины, будет нарушена церковная финансовая структура.

    6. Независимые служители, которые распространяют это письмо ради своих собственных целей, для того, чтобы оправдать сборы десятины от членов церкви АСД, делают как раз то, о чем Елена Уайт предупреждала брата Ватсона, чтобы он не делал.

      7. Деньги не были « удержаны из Божьей сокровищницы», поскольку они были использованы для обеспечения признанных Церковью служителей.

     В 1911 году, в том же году, когда Церковь установила пенсионный фонд, к Елене Уайт обратились и спросили, готова ли она продолжать получать от членов Церкви десятины. Затруднительные обстоятельства уже закончились, прежняя нужда фактически не существовала. Ее ответ был поучителен в то время и полезен сегодня.

     Она написала: «Вы спрашиваете, приму ли я десятины, чтобы использовать их на дело Божье там, где в этом есть наибольшая необходимость? В ответ я скажу, что я не откажусь сделать это, но в то же время, я скажу вам, что есть лучший путь. Лучше довериться служителям конференции там, где вы живете, и служителям той Церкви, к которой вы принадлежите. Приблизьтесь к своим братьям» (Рукописи: В 10 т. Т. 1, с, 196).

     В духе ап. Павла, который написал коринфской Церкви «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12:31), Елена Уайт побуждает членов Церкви следовать плану, который наилучшим образом восполнит всеобъемлющие нужды всемирной Церкви, чтобы, насколько возможно, уменьшить недостаток средств и его трагические последствия. Давайте будем следовать путем, который Елена Уайт называет «лучшим путем». Вскоре борющаяся Церковь преобразится в торжествующую. В тот день все те, кто были верными, будут испытывать неописуемую радость, потому что они следовали всем советам Господа.


(c) 2024 ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ.