Вопросы и Ответы Раздел 1

19. Каким образом Эллен Уайт получала Божественные вести?

Как в ранние, так и в последующие годы существования адвентизма вопрос пророческого дара Эллен Уайт вызывал споры. Современники довольно неоднозначно оценивали его, и их можно понять. Представьте себе, что вам необходимо оценить заявления кого-то из членов вашей общины, утверждающего, что Бог ему послал особую весть. На вас ложится большая ответственность в принятии решения принять весть, которая может оказаться ложной, или отвергнуть истинное послание Божье. Как убедиться в истинности пророка, в соответствии его библейским критериям? Самый сложный тест — это наличие «плодов», но для этого требуется время.

С этими проблемами и столкнулись современники Эллен Уайт, которым предстояло сделать свой выбор. И далеко не все приняли написанное этой женщиной.

За 70 лет своего служения Эллен Уайт получила около двух тысяч видений и пророческих снов. Рассмотрим, как она получала эти откровения. Известны четыре основных способа.

(1) Видения с проявлением так называемого «физического феномена». Это физическое состояние, в котором находится пророк во время видений. Важно отметить, что состояние Эллен Уайт во время видений было таким же, как описано у пророков Библии. В книге Даниила мы читаем о подобном состоянии во время видения.

«И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один, и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости. И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лицо мое и лежал лицом к земле. Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих» (Дан. 10:7–10).

Многие члены церкви были очевидцами того, как Эллен Уайт получала видения. Например, брат Джон Лафборо стал свидетелем пятидесяти ее видений. Состояние Эллен Уайт описывают следующим образом:

1. Перед началом видения она и все, кто находился в комнате, ощущали присутствие Бога.

2. В начале видения Эллен Уайт несколько раз восклицала: «Слава!» или: «Слава Богу!».

3. Она теряла физическую силу.

4. Затем проявлялась сверхъестественная сила.

5. Дыхание отсутствовало, но пульс оставался нормальным, и цвет лица оставался естественным. Самые строгие проверки того времени не показали никаких нарушений в системе кровообращения.

6. Иногда слышались восклицания о том, что ей было показано в видении.

7. Глаза были раскрыты, но не бессмысленны, а будто внимательно наблюдающие за чем-то.

8. Положения тела были различными. Иногда она сидела, иногда отклонялась назад, иногда ходила по комнате и говорила о том, что видела, делая плавные движения.

9. Она не видела, не слышала, не чувствовала и никаким другим образом не осознавала того, что происходило вокруг нее.         

10. Конец видения ознаменовывался глубоким вдохом, затем, через несколько минут — другим, после чего дыхание восстанавливалось.

11. Сразу по окончании видения ей все казалось очень темным.

12. В короткое время силы восстанавливались.

(2) Пророческие сны. Часто Эллен Уайт получала от Господа пророческие сны. Они не сопровождались физическим феноменом. В ее работах встречаются выражения типа: «В ночном видении мне ясно было показано» или: «Ночью Господь сказал мне». Во время ее пророческого служения, а особенно в последние годы жизни видения были даны в ночное время, когда разум отдыхал и не был поглощен происходящим вокруг нее. Могут возникнуть вопросы о различии между пророческим сном, ночным видением и простым сном. Эллен Уайт писала по этому поводу в 1868 году:

«Множество снов приходит при многих заботах, но Дух Божий не имеет никакого отношения к таким снам. Бывают также ложные сны и ложные видения, вдохновляемые сатаной. Но сны от Господа причисляют в Слове Божьем к видениям и являются такими же плодами Духа пророчества, как и видения. Такие сны, если принять во внимание обстоятельства, при которых они посылаются, и личности, которые их видят, содержат в себе доказательства собственной достоверности» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 658).

Однажды ее сын Уильям спросил: «Мама, ты часто говоришь о вещах, которые тебе были открыты ночью. Ты говоришь о снах, в которых к тебе приходит свет. Мы все видим сны. Откуда ты знаешь, что Бог говорит с тобой во снах, о которых ты часто упоминаешь?». Она ответила: «Тот же самый ангел стоит возле меня, наставляя меня в видениях ночью и в видениях днем». Упомянутое здесь небесное существо она называла «ангел», «мой проводник», «мой наставник», «молодой человек» и т. п.

Таким образом, мы видим, что для пророка не было вопросов о ночном откровении, так как обстоятельства, окружающие эти сны, показали совершенно ясно, что они от Бога (Сокровищница Духа пророчества, с. 21).

(3) Видения, данные во время молитвы или писательской деятельности, не сопровождавшиеся «физическим феноменом». Вот один из примеров. Во время молитвы Эллен Уайт почувствовала «мягкий свет, двигающийся по комнате, и запах, как приятный запах цветов» (Рукопись 43а, с. 190).

Позже, вспоминая молитву тем вечером в пятницу, она сказала: «Хотя никто из членов моей семьи не видел и не слышал того, что видела и слышала я, они все чувствовали влияние Духа, и плакали, и славили Бога» (Бюллетень Генеральной Конференции, 1901 г., с. 204).

Ярким примером подобного рода видений является случившееся во время лагерного собрания в Миннесоте в 1870 году. Уильям Уайт описывает его так: «Отец и мать глубоко переживали за служителя, который работал в штате. В воскресенье утром они проводили служение. Отец говорил несколько минут. Затем после краткой речи матери они попросили людей склониться для молитвы. Отец произнес полную скорби молитву, затем мать начала призывать к свету и свободе.

Вскоре она остановилась. Молчание длилось примерно полминуты. Я стоял на коленях с другими людьми и повернулся посмотреть, по какой причине наступило молчание. В этот момент она возобновила молитву. Ее голос был мелодичен и победоносен, оставшаяся часть молитвы глубоко затронула присутствующих. Во время этого периода молчания ей было дано откровение о конференции в Миннесоте, о работе в Батл-Крике, а также о других вопросах общего характера.

По окончании лагерного собрания отец и мать остановились в доме одного из наших братьев. Мать прилежно писала примерно две недели, записывая то, что ей было показано во время того полуминутного перерыва в молитве» (У. Уайт. Лекция в усовершенствованной библейской школе, 1936 г., документ № 514 в Центре Э. Уайт).

Ссылки на видения во время молитвы довольно часты в работах Э. Уайт. Вот еще одна: «Находясь в серьезной молитве, я потеряла из виду все, окружающее меня. Комната наполнилась светом, и я увидела себя выступающей с вестью перед собранием, напоминавшим Генеральную Конференцию» (Свидетельства для проповедников, с. 461).

Разум пророка во время видения должен быть совершенно свободен от окружающих обстоятельств и влияний. Таким образом, неважно, было ли это достигнуто видением в дневные часы или эти откровения были даны во время сна, когда разум отдыхает. В обоих случаях Бог говорил, и разум был просветлен, человеку дана важная весть, которую тот должен был нести церкви или миру. Обстоятельства, при которых даны были видения, ни в коем случае не оказывают влияния на качество переданных откровений (см. Сокровищница Духа пророчества, с. 21, 22).

(4) Предварительные видения. Это были видения о событиях или личностях, которых она не знала. Только позже, когда она попадала в обстоятельства, к которым эти видения относились, они понимала применение данных видений.

О них написано: «Иногда вещи, которые мне были показаны, сокрыты от меня. Только когда я попадаю в обстоятельства, к которым относится видение, открывается мне содержание видения во всей полноте» (Духовные дары, т.2, с. 292).

К такому виду относится видение относительно издательской деятельности. В нем были показаны издательства, которые открылись в Европе и Австралии. Но только побывав в Европе и затем Австралии, она полностью поняла содержание видения.

Говоря о видениях Эллен Уайт, необходимо отметить, что они никогда не ослабляли ее здоровья, как утверждают некоторые. Напротив, сама вестница свидетельствует об укреплении здоровья во время ее служения.

(c) 2024 ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ.