Вопросы и Ответы Раздел 1

4. Дословно ли библейские пророки и Эллен Уайт записывали посылаемые им Божьи вести?

Своим ограниченным разумом человек не способен до конца понять природу Божественного откровения, посредством которого, как свидетельствует Священное Писание, «Бог, многократно и многообразно» говорил «издревле отцам в пророках» (Евр.1:1). Некоторые считают, что пророки дословно передавали полученные ими вести, другие — что пророки своими словами излагали Божественное откровение. Точка зрения первых получила название «вербальной передачи», а вторую назвали «инспирацией мыслей пророка».

На заре становления адвентизма некоторые члены церкви придерживались распространенного мнения о вербальной инспирации. Согласно ему роль пророка низводится до стенографиста, который пишет под диктовку.

Позже Церковь АСД определилась с позицией по данному вопросу. Эллен Уайт указывала на правильное понимание вопроса инспирации. Она утверждала, что, посылая Свое откровение, Бог, «определенным образом направляя их мысли и подсказывая, что говорить и писать», наделял пророков особыми способностями, чтобы они, в свою очередь, могли передать полученное откровение. «Безграничный Бог посредством Святого Духа просветил ум и сердце Своих слуг». Такую позицию, а именно «инспирации мыслей пророка», Церковь АСД окончательно приняла на Генеральной Конференции 1883 года (Ревью энд Геральд, 27 ноября 1883 г.).

Эллен Уайт также писала: «Библия называет Бога своим автором, однако она писалась людьми, и в разнообразии стилей ее отдельных книг проглядывают характерные черты ее писателей. Открытая истина “боговдохновенна”, но облечена в человеческие слова» (Великая борьба, vi). В этом отрывке она отмечает: несмотря на то, что Бог является автором Библии, при письменной передаче пророками полученного откровения они не записывали текст дословно, а перефразировали его своими словами. «Безграничный Бог... посылал сны и видения, символы и прообразы, и те [пророки], кому таким путем была открыта истина, уже сами облекали свои мысли в слова» (там же).

Стили писателей Библии разнились и определялись их воспитанием, культурой, образованием, родом занятий, и это определяло их характерные черты. Эллен Уайт отмечает, что «Библия в целом являет собой союз Божественного и человеческого, поскольку истины, данные Богом, выражены в ней человеческим языком».