25. Почему на семейной могиле
семьи Уайт стоит обелиск?
У посетивших семейную могилу семьи Уайт или услышавших о ней возникает вопрос по поводу того, что на семейной могиле установлен обелиск. Некоторые связывают его с языческим египетским культом или масонством. Но обелиск был распространенным надгробным памятником на могилах многих адвентистов в других местах в ранний период существования Церкви АСД. Адвентисты той эпохи не видели никаких проблем с использованием обелиска и не связывали его с упомянутыми культами.
Не так давно была обнаружена корреспонденция Джорджа Батлера, который являлся президентом Генеральной Конференции во время смерти Джеймса Уайта в 1881 году. В своем письме от 12 февраля 1884 года пастор Батлер писал Эллен Уайт: «Гранитный памятник темного цвета, который вы видели (в Батл-Крике), я заказал для могилы вашего мужа на прошлой неделе по просьбе вашего сына Уильяма. Он сказал мне, что говорил с вами по этому вопросу». Это означает, что Эллен Уайт и ее сын Уильям видели этот памятник и выбрали его. Уильям дал согласие, чтобы Д. Батлер приобрел его.
В очередном письме пастора Батлера Уильяму в феврале 1884 года обсуждалась стоимость памятника.
Двадцать лет спустя, в 1904 году, Эллен Уайт вспомнила о другом предложении для памятника Джеймса Уайта: «После похорон друзья предложили поставить на могиле моего мужа в качестве памятника расколотую колонну. „Никогда! — ответила я. — Никогда! Он один работал за троих, поэтому расколотый монумент не будет стоять на его могиле!”» (Избранные вести, т. 1, с. 105).
Она осталась довольна тем, что такой добротный, строгой формы, симметричный памятник будет установлен на их семейной могиле. К тому времени (1884 г.) на кладбище Оук Хилл уже покоились: их первенец Генри (1847–1863 гг.),
безвременно ушедший из жизни, заболев пневмонией, младший сын Джон Герберт (1860 г.), проживший 2,5 месяца, и муж Джеймс (1821–1881 гг.).
Но не существует ли связи между обелиском и масонством? Смотря на семейное захоронение Уайтов и этот обелиск, мало кому приходит в голову предположение, что сама Эллен Уайт могла быть вовлеченной в масонское движение. Напротив, известно, что она была ярым противником масонства. Например, когда она жила в Австралии, то призывала одного адвентиста, который был связан с масонами, разорвать отношения с ними. Вестница Божья предостерегала и других людей против участия в масонских орденах и других тайных обществах (см. Евангелизм, с. 617–623; Избранные вести, т. 2, с. 120–140).
Очевидно, что, когда обелиск устанавливали на семейной могиле, Эллен Уайт не рассматривала его как масонский или языческий символ, независимо от того, было ей известно это или нет. Символы в различные времена обретают разный смысл и значение. Даже крест был когда-то отвратительным символом римского гнета и жестокости, но сегодня христиане по всему миру считают его символом искупления, данного Иисусом Христом.
Очевидно, что Эллен Уайт (в том числе первые адвентисты) не придавала важности первоначальному значению обелиска и поэтому согласилась на предложение установить такой монумент на их семейную могилу.