115. Что Эллен Уайт писала об иллюстрациях, в том числе картинках, изображающих небесных существ?
Пожалуй, лучшим ответом на этот вопрос будут примеры из жизни Э. Уайт — того, как она относилась к изображениям. После смерти Джеймса Уайта она опубликовала картину «Христос — Путь жизни», которую он готовил к печати, но не успел сделать это до своей смерти.
Другим примером может служить размещение ею иллюстраций в публикуемые книги. Первой такой книгой стала «Великая борьба», изданная в 1884 году специально для распространения книгоношами. В издании были 22 иллюстрации. Впоследствии эту практику стали использовать и в других книгах.
Хорошим примером того, как Эллен Уайт высказывала свое отношение к изображениям небесных существ, может служить ситуация с книгой «Нагорная проповедь Христа» (1896 г.). При ее издании иллюстрации не были представлены ей для одобрения, и она написала: «Наверное, такое важное дело, как иллюстрации, лучше всего было бы представить на утверждение автору до публикации» (Письмо 102a, 9 марта 1896 г. пастору А. О. Тейту). В этом же письме она дает оценку иллюстрациям, вошедшим в издание: «Обложка и заглавия, кроме первого, более-менее приемлемы». Дальше она пишет, что большинство полностраничных иллюстраций неприемлемы: «Если бы они были напечатаны отдельно, мы бы избавились от них без промедления и дали вам указания не включать их в книгу». Оценивая качество этих иллюстраций, она писала: «Две выглядят намного лучше остальных: „Гора благословений” (на ней Иисус Христос обращается к людям, собравшимся на склоне горы) и „Галилейское море” (ландшафт)». В продолжение письма А. О. Тейту Э. Уайт сравнивала иллюстрации в книге «Христос — наш Спаситель» с иллюстрациями в «Нагорной проповеди Христа». Она писала: «Сцену рождения Христа можно было бы улучшить; и несколько других рисунков не передают сцену адекватно».
Из рекомендаций Э. Уайт в приведенном письме выдано ее отношение к изображениям. Заметим, она советует не «удалить иллюстрацию», а «улучшить», что указывает на ее одобрение.
Мы можем найти слова Э. Уайт о конкретных иллюстрациях, которые, по ее мнению, хорошо передавали глубокий смысл текста: «Опеку и заботу, которую пастырь проявляет об агнцах своего стада, можно хорошо проиллюстрировать виденной мной картиной, изображавшей доброго Пастыря. Пастырь прокладывает путь, а за Ним следует стадо. На руках Пастыря покоится беспомощный агнец, а мать его доверчиво идет рядом» (Служители Евангелия, с. 211).
В другом месте она писала своему сыну Уильяму: «Мне на глаза попалась картина, изображающая Иисуса. Было бы хорошо, если бы ты списался с братом Генри К. относительно ее использования в книге „Жизнь Христа”» (Письмо 149, 30 июля 1894 г. сыну У.К. Уайту). Оба высказывания датируются временем, когда, по утверждению некоторых, Э. Уайт выступала против использования изображений Иисуса.
Отношение Э. Уайт к изображениям небесных существ можно увидеть и при переиздании книги «Великая борьба».
Когда в 1911 году в издательстве «Пасифик пресс» печатные матрицы износились в результате 23-летнего их применения, редакторы издательства обратились к Э. Уайт с предложением изготовить новые, но прежде они спросили ее, не хотела бы она сделать необходимую редакцию, на что она согласилась. В процессе совместной работы обсуждался также вопрос иллюстраций. Редактор И. Форд в письме литературному евангелисту В. Миду, который внес свои предложения по иллюстрациям, писал: «Спешу сообщить вам, что иллюстрации готовились под руководством Уильяма Уайта и его матери»
(Письмо И. А. Форда В. С. Миду от 27 июня 1911 г.). Участие Э. Уайт в редактировании книги и, в частности, подборе иллюстраций также говорит о ее положительном отношении к изображениям.
Уместно заметить, что в личной библиотеке Э. Уайт находились по крайней мере две книги, полностью посвященные библейскому искусству: «Иллюстрации к Библии» Гюстава Доре (1889 г.) и «Христос в искусстве» Эдварда Эгглстона (1875 г.). В ее доме в Элмсхевене также висели картины, одна из которых была «Тайная вечеря».
Важно сделать одну оговорку. Если прошлый опыт искушает человека сделать изображение объектом поклонения, то ему нужно избегать таких изображений. Между тем из вышеприведенных слов и опыта Э. Уайт очевидно, что она положительно относилась к иллюстрациям, считая их ценным средством передачи истины.