117. Какова роль Эллен Уайт в утверждении ранней Церкви АСД в понимании учения о личности Святого Духа и Троице?
Как уже отмечалось выше, первым адвентистам, пришедшим из разных конфессий, было сложно постичь сущность Божества. Вероятно, это было обусловлено тем, что они были подвержены различным взглядам, распространенным в то время, а особенно арианству.
И всем этим людям предстояло сформулировать учение нового движения. На протяжении 1848–1850 гг. проходили евангельские субботние конференции, на которых и происходило доктринальное становление адвентистского движения.
На этих встречах учение о природе и сущности Бога не рассматривалось, так как участники фактически не были готовы к пониманию этого учения.
Мы не можем согласиться с теми богословами, которые считают, что в ранний период становления церкви Эллен Уайт разделяла арианские взгляды некоторых адвентистских основателей. В собрании ее трудов мы не можем найти ни одного высказывания, поддерживающего такие взгляды.
Позиция Эллен Уайт была основана на Священном Писании. Она не вступала в полемику и не пыталась на рациональном уровне постичь природу Бога. Вестница Божья была монотеистом, обладала сбалансированным взглядом по вопросу сущности Божества и всегда последовательно выражала свои взгляды.
Рассмотрим, как Эллен Уайт ответила на вопросы о природе Святого Духа и Триединого Бога.
1. Она неоднократно ясно говорила о Святом Духе, как Божественной личности.
«Сила Божья в третьей Личности. Князя сил зла может укротить только сила Божья в третьей личности Божества, то есть Святом Духе» (Особые свидетельства, серия А, №10, с. 36, 1897 г.).
«Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию третьей личности Божества, Духа Святого, которая проявляет себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте Божественной силы, очищающей сердце. Дух делает действенным все, что совершил Искупитель мира. Посредством Духа верующий становится причастником Божеского естества» (Желание веков, с. 671, 1898 г.).
«Святой Дух есть личность, иначе Он не мог бы свидетельствовать духу нашему и вместе с нашим духом, что мы — дети Божьи. Святой Дух должен быть именно Божественной личностью, иначе Он не мог бы знать тайны, скрытые в разуме Бога. „Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”» (Рукопись 20, 1906 г., Евангелизм, с. 617).
«Личность Святого Духа. Необходимо осознать, что Святой Дух, являющийся такой же личностью, что и Бог, проходит по этим землям» (Рукопись 66, 1899 г., Евангелизм, с. 616).
«Природа Святого Духа остается тайной, которую мы не способны постичь, потому что Господь не открыл ее нам.
Люди, обладающие богатым воображением, могут подыскивать тексты Священного Писания, придумывая свои толкования, однако это не укрепит церковь. Тайны эти слишком глубоки для человеческого понимания, и молчание здесь — золото» (Деяния апостолов, с. 52).
Эллен Уайт очень осторожно говорила о природе Святого Духа. Она считала этот вопрос великой тайной, но ясно называла Дух Святой третьей личностью Божества.
2. В трудах Эллен Уайт имеются ясные утверждения о том, что Бог существует в трех Личностях:
«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Его вознесения на небеса, является Духом во всей полноте Божества, являющим силу Божественной благодати каждому, кто принял Христа и уверовал в Него как в личного своего Спасителя. Вот — три живые Личности. Именем этих трех великих Сил — Отца, Сына и Святого Духа — каждый, принимающий Христа живой верой, крестится, и эти силы будут помогать покорным подданным небесной обители в их усилиях жить новой жизнью во Христе» (Рукопись 21, 1906 г., Особые свидетельства, серия Б, № 7, с. 62, 63).
«Мы должны сотрудничать с тремя высочайшими Силами небесными — с Отцом, Сыном и Святым Духом; и эти Силы будут действовать через нас, делая нас соработниками с Богом» (Особые свидетельства, серия Б, № 7, с. 51, 1905 г.; Евангелизм, с. 617).
Тринитарные утверждения Эллен Уайт недвусмысленны. Их невозможно трактовать по-другому. В них она ясно излагает свою позицию, основанную на утверждении Священного Писания.
Мы исходим из предпосылки, определяющей отношение Церкви АСД к Эллен Уайт, а именно — она была вестницей Божьей. Эта предпосылка определяет влияние и авторитет ее позиций и высказываний, а также авторитетную роль в развитии учения о триедином Боге.