136. Что Эллен Уайт писала о числе 666?
В 13-й главе книги Откровение говорится об образе и числе зверя — 666. «Образ зверя» указывает на союз религиозной и государственной власти, принуждающий нарушать Закон Божий.
В своих трудах Эллен Уайт неоднократно пишет об образе зверя и его числе. Она приводит тексты из книг Даниила и Откровение, указывая на развитие папской власти, превознесшей себя выше Бога.
«Главная особенность зверя, а следовательно, образа его заключается в нарушении заповедей Божьих… Только изменив Закон Божий, папство могло превознести себя выше Бога, и тот, кто сознательно будет соблюдать этот искаженный закон, воздаст наивысшую почесть власти, которая произвела эти перемены… Изменения, которым подверглась четвертая заповедь, являются буквальным исполнением пророчества, потому что в данном случае Римско-католическая церковь превознесла себя выше Бога, претендуя на полномочия, принадлежащие одному Богу» (Великая борьба, с. 446).
«Хотя церковь и государство объединят свои силы, чтобы положить „всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам” (Откр. 13:16) начертание зверя, народ Божий не примет его. Пророк с острова Патмос видел, что „победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии” (Откр. 15:2), и поют песнь Моисея и Агнца» (Избранные вести, т. 2, с. 55).
Эллен Уайт 275 раз упоминала «образ зверя» и 36 раз — «число имени зверя». Тем не менее она нигде в своих трудах не дает толкований числу зверя и не говорит, что может значить число 666. Она также не пишет о том, что это имя было написано на тиаре папы римского.
Бытует мнение, что на тиаре папы римского есть надпись «Vicarius Filii Dei» — наместник Сына Божьего. Если представить буквы этой фразы в виде римских цифр, то их сумма дает число 666. Иногда этот взгляд приписывается Эллен Уайт, но, повторимся, она нигде об этом не писала.
Критики утверждают, что Эллен Уайт все же указывала толкование значения числа зверя — 666. В подтверждение они приводят первые адвентистские публикации, изданные Джозефом Бейтсом и Джеймсом Уайтом. На том этапе еще не было церковной организации и церковных издательств. В марте 1847 года Джозеф Бейтс решил издать буклет, в который поместил описание видения Эллен Уайт. В нем были такие слова: «Число (666) зверя составлено; это тот зверь, что изменил субботу». Примечательно отметить природу числа 666 в скобках в этом тексте. На самом деле, передавая свое видение, Эллен Уайт не указывала точного числа зверя. Эту вставку сделал Джозеф Бейтс. Поскольку в то время среди адвентистов бытовал подобный взгляд на число 666, Джозеф Бейтс посчитал, что целесообразно в своей листовке внести подобное уточнение в описание зверя, не подозревая, что позже возникнут вопросы о точности содержания видения Эллен Уайт. Вскоре после издания буклета Д. Бейтсом Джеймс Уайт издал свой первый буклет «Слово к малому стаду». В нем он разместил опубликованное Д. Бейтсом ранее описание видения Эллен Уайт. Таким образом, редакция Джозефа Бейтса вторично попала в тираж. Помимо этих двух упоминаний числа 666, которые не принадлежали Эллен Уайт, в ее трудах нигде не указывается число зверя.
Подобные взгляды о числе и образе зверя были распространены среди первых адвентистов. Урия Смит был среди тех, кто толковал выражение «Vicarius Filii Dei» как число 666. На эту тему он впервые писал в своей редакторский колонке журнала «Ревью энд Геральд» 20 ноября 1866 года. Позже это толкование он также изложил в своей книге «Пророчества Даниила и Откровения», вышедшей в 1897 году. В ней автор приводит других неадвентистских авторов, толкующих таким образом число 666, в том числе цитируя книгу «The Reformation: A True Tale of the Sixteenth Century» (1832) в Массачусетском обществе субботней школы.
В это время в журнале «Адвентистское обозрение и субботний вестник» от 27 июля 1905 года была опубликована статья «The Inscription on the Pope’s Tiara» («Надпись на тиаре папы [римского]»). Ее автор Чаз Эвенсон писал о своей возможности неоднократно видеть различные мероприятия в соборе св. Петра: юбилей папы Льва XIII и другие, на которых ему довелось видеть папу в тиарах. Он писал, что, пользуясь оперным биноклем, ему удавалось довольно ясно рассмотреть тиару пап, и он не обнаружил на ней пресловутой надписи.
Со времен Реформации существовали толкования, которые связывали число зверя с папством. При этом они придерживались символического толкования этого числа. По словам Иоанна, это «число человеческое» и не относится к духовной сфере.
Один из неоднозначных вопросов — это происхождение титула «наместник Сына Божьего». Следует заметить, что титулы римского предстоятеля претерпели большие изменения. В течение I века римский епископ назывался не иначе как просто «епископ Рима». Его влияние определялось политическим и географическим расположением столицы империи. Со II по IV век глава римского епископата уже приобрел титул «наместника главного апостола» (Vicarius principis apostolorum), то есть «наместник Петра». Со временем римский епископ стал претендовать на титул «наместника Христа» (Vicarius Christi).
Считается, что формулировка Vicarius Filii Dei впервые встречается в так называемом «Константиновом даре». Католики утверждали, что якобы это грамота (декрет), которую император Константин Великий выдал папе Сильвестру и передал папе власть над всей западной частью Римской империи, в то время как сам император властвовал бы в Константинополе. Как оказалось позже, такой грамоты не было. Хранящаяся в архивах Ватикана грамота оказалась подделкой, изготовленной в VIII веке. Этот факт приводит также Урия Смит, ссылаясь на труд Христофора Колмана «Константин Великий и христианство» («Constantine the Great and Christianity»).
«Константинов дар» на протяжении многих веков Римско-католическая церковь использовала в подтверждение своего притязания на религиозное и политическое господство. Только в XV веке итальянский католический священник Лоренцо Валла начал процесс, подтвердивший недостоверность этого документа.
Таким образом, титул «наместник Сына Божьего» является скорее интерпретацией титула «Vicarius Christi» («Наместник Христа»). Католики, в свою очередь, утверждают, что такая надпись никогда не использовалась на тиарах папы. Свое заявление они подтверждают хранящимися в Ватикане папскими тиарами. Известно, что все старинные тиары, за исключением тиары Георгия XIII, были уничтожены в 1798 году во время наполеоновских войн, когда была нанесена «смертельная рана папству». Позже были изготовлены несколько тиар, и все они сохранились до настоящего времени, но на них нет слов Vicarius Filii Dei. Тиару как светский символ папской власти папы надевают на особые мероприятия в присутствии больших групп людей. Папы также надевали митры, которые имеют литургический характер. Их носили во время религиозных церемоний в присутствии большого количества людей. Но никто не видел на митре папы надписи Vicarius Filii Dei.
Здесь также уместно привести статью авторитетного историка Церкви АСД Л. Фрума «Сомнительные фотографии папской тиары», опубликованную в журнале Ministry в ноябре 1948 года. В этой статье автор рассуждает о вероятности наличия фотографии папской тиары, имеющей надпись, которую некоторые наши евангелисты используют во время представления темы образа зверя. Он пишет, что разным людям доводилось лично видеть папу Римского и его тиары, но они «не подтвердили наличия на них надписи Vicarius Filii Dei». Л. Фрум утверждает, что «нет подтверждения, что вообще существует тиара с такой надписью». Поэтому использование нашими евангелистами этих недостоверных фактов несостоятельно и не этично. В своем выводе Л. Фрум говорит, что «истина не нуждается в помощи подделки. Мы не можем позволить себе быть хоть отчасти нечестными. Размышление над состоянием наших собственных душ должно стать сдерживающим фактором. Мы никогда не должны использовать какую-либо цитату или фотографию лишь потому, что она производит впечатление. Мы должны ценить истину и при любых обстоятельствах тщательно соблюдать принципы честности, обращаясь с доказательствами».
Доктор Анхель Родригес, директор Института библейских исследований Генеральной Конференции Церкви АСД, представил актуальный взгляд на число 666: «Образ зверя, его имя и число — понятия, взаимосвязанные между собой (см. Откр. 13:17). Объясняя число зверя, многие считают, что это число составляет 666. Но здесь мы должны быть очень осторожными. Библия не говорит, что это число составлено из слагаемых численного значения букв его имени».
Помимо этого толкования есть взгляд, что «значение числа 666 может быть символом разделения человечества от Бога». Доктор Родригес также указывает на то, что различные исследователи пришли к различным вариантам подсчета числа зверя. Одни по такому же принципу суммировали количество букв в имени бывшего президента США Рональда Рейгана (сумма тоже равна 666). Другие связывают это с тем, что когда-то на городских автобусах Иерусалима были номера с числом 666. Были те, кто утверждал, что по этому принципу подсчитывали буквенные значения Наполеона Бонапарта; некоторые связывали число 666 с Гитлером, другие с коммунистическими партиями. Ввиду этого доктор Родригес указывает на сомнительность такого метода толкования. «Эти бесполезные спекуляции ничего не дают для понимания истины», — пишет доктор Родригес.
В заключение уместно привести еще одну цитату: «Слово Божье дает нам достаточно информации. И даже если в настоящее время мы не знаем всех деталей, включая значение числа 666, нам открыты ключевые вопросы и то, кто будет играть важную роль в событиях последних дней» (Great Apocalyptic Prophesies, SS, 2 Qtr., 2002).